Цирк — одно из самых ярких представлений. Он вызывает восторг зрителей во всём мире. О том, какие тенденции развития наблюдаются в цирке сегодня, изменилась ли с течением времени аудитория, как живётся цирковым животным, и какое грандиозное шоу сейчас принимает цирк, журналисты молодежной редакции поговорили с директором Государственного цирка Удмуртии, Дмитрием Ивановым.
Михаил Лекомцев, Медиацентр школы № 58: Добрый день, Дмитрий Евгеньевич. Вас приветствует молодёжная редакция городского проекта «Моя первая газета». Сейчас мы готовим четвертый выпуск, и он посвящён культурному коду в Ижевске. Расскажите, пожалуйста, какие новинки шоу будут представлены этой весной?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Добрый день! Рад знакомству! У нас их (прим. новинок) 7 в сезоне. Сейчас идёт программа, которую мы назвали «Звёзды фестиваля». Это особенное название, потому как все участники этой программы - отдельные номера, аттракционы являются лауреатами международных конкурсов, включая самый престижный фестиваль в Монако, Монте-Карло. Те артисты, которые к нам сегодня приехали, занимали самые высокие места. Именно поэтому программа «Звёзды фестиваля» со своей изюминкой идёт с большим успехом. Как я уже сказал, 7 программ в сезоне мы представляем, и, естественно, каждая программа не похожа на предыдущую и последующую. Мы очень внимательно и кропотливо работаем над тем, чтобы каждое представление было привлекательным. Иногда берём большие аттракционы. Так, например, в новогодней программе принимали участие заслуженные артисты Российской Федерации Артур и Карина Багдасаровы. Они работают с хищными животными, с тиграми, их у них 6, ещё дополнительно 2. Сейчас у нас репетируют воздушный полёт, это очень редкий жанр. В воздушном полёте принимает участие 10 артистов. Мы готовимся с этим номером поехать на международный фестиваль в Китай. Я в прошлом году был в Китае в качестве члена жюри в Чжухае. Это очень красивый, большой, грандиозный фестиваль, который проводят уже не один десяток лет. Все программы разные, мы работаем над тем, чтобы они были интересны зрителю. Я считаю, что одна из основных задач – это не потерять зрительский интерес. Потому что неважно, театральный зал, цирк, музей, библиотека – без посетителей, без зрителей это нонсенс.
Марсель Мустафин, Медиацентр школы № 58: Насыщенная программа! Спасибо за такой подробный анонс мероприятий. Скажите, пожалуйста, а в каком возрасте Вы берете в цирк животных? С кем тяжелее всего работать?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Мы не берем животных в цирк, потому что мы являемся прокатной площадкой. На самом деле их принимают к себе в семью, я по-другому не могу сказать, сами дрессировщики. Независимо от того, будь то кошка, тигр, слон, жираф (даже жираф есть в цирковых программах), со дня рождения. Вот они родились – и тут же их принимают. Как детей. Вот понимаете, как детей. Ребёнок родился – и сразу его принимают на воспитание. Потому что для дрессировщиков это действительно их собственные дети, с которыми они общаются, кормят, лечат. Их воспитывают. Со дня рождения.
Михаил Лекомцев, Медиацентр школы № 58: Как интересно! Здорово, что к животным так трепетно и серьезно относятся. А какие сегодня тренды в развитии циркового искусства? Какое у него будущее?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Вы знаете, есть несколько направлений, которые развиваются параллельно и пересекаются и вертикально, и горизонтально, потому что цирк – такой же живой вид искусства, как и кинематограф. Кстати, вы, конечно же, знаете, изначально «Из всех искусств для нас важнейшим является кино и цирк». Это сказал Луначарский. Цирк! Вот это была оригинальная фраза. Потом, с течением времени, этот вид искусства исчез, более популярным стало кино, и поэтому фраза осталась такой: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Так вот, говоря о трендах, говоря о направлениях, в которых сегодня двигается цирк, можно сказать о двух основных. Первое направление – это цирк с животными. То, которое характерно было всегда для Советского Союза, для России постсоветского периода, и наиболее привлекательно. И второе направление, которое пропагандируется и развивается, и в этом направлении работает канадский цирк «Cirque du Soleil». Это смесь очень большого количества жанров. Это и театр, и слово, и большая театрализация, но ни одного животного там нет. Просто не существует. Я принимаю оба цирка. Самое главное –чтобы он был нескучным. Любой вид! Есть сегодня направление, где используется анимация, например. И вот такое направление тоже существует. Поэтому цирковое искусство не стоит на месте, оно двигается, оно развивается также, как развивается наш бурный активный мир, особенно с появлением новых технологий. Используется лазерная техника, используется видеопроекционная техника, звук тоже не стоит на месте, двигается. Самое главное – чтобы он (цирк, примечание ред.) был интересным.
Марсель Мустафин, Медиацентр школы № 58: Спасибо! Как думаете, могут ли устареть цирковые представления, и в какую сторону движутся увлечения народа в культурном плане?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Очень много молодёжи приходит к нам. Очень много людей. Я думаю, что современную ситуацию можно сравнить с периодом Ренессанса, Возрождения. Приведу один пример. В прошлом году набор в нашу цирковую школу-студию составил 5 человек на место. Мы уже просто физически не можем вместить такое количество желающих ребят. Вот и ответ на вопрос вам.
Михаил Лекомцев, Медиацентр школы № 58: Действительно, интересно, что молодежь активно вовлекается в цирковую жизнь. А что можете пожелать начинающим актёрам и всем причастным к выступлениям на большой сцене?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Побольше образованности. Больше читать. Читать книги. В меньшей степени, может быть, общения с гаджетами. Я не умаляю их достоинства, но, тем не менее, ничто не может заменить человеческого общения. Ничто не может заменить величие и культуру русского языка, познание, литературу, художников. Слушайте больше музыки! Опять же, не отрицаю современную музыку ни в коем случае, потому что у неё есть тоже своё направление. Но, если великий русский народ забудет, а такого не произойдёт никогда, в данном случае, ваше поколение будет обращать больше внимания на академическую музыку, на русское слово, на великолепную живопись, которую сегодня можно увидеть, на поэзию, на кинематограф, и в том числе и на цирк. Надо быть культурными людьми! Культурными, образованными людьми для того, чтобы вы были интересны и друг другу, и обществу, в котором мы живём.
Марсель Мустафин, Медиацентр школы № 58: Спасибо за пожелания! Нам очень интересно, как можно попасть в проект Школы креативных индустрий?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Это очень серьёзный, хороший проект. Дал благословение этому проекту Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Мне приятно, что на базе нашего цирка мы открыли Школу креативных индустрий, где бесплатно обучаются дети от 12 до 17 лет по направлениям звукорежиссура, электронная музыка, фото- видео-дизайн. А для того, чтобы попасть в школу, надо просто прийти на собеседование, если у вас есть предпосылки к этому, есть наличие музыкального слуха, восприятия фото- и видео-картинки и предрасположенность к тому, чтобы заниматься. Самое главное, чтобы было желание и все те компоненты, о которых я сказал, тогда вы будете полноценным учащимся Школы креативных индустрий. Поверьте, эта школа даёт и новые знания дополнительного образования, и расширяет ваш кругозор. Приходите, следите за сайтом «Школа креативных индустрий, город Ижевск». Там будут объявлены все условия и сроки собеседования.
Михаил Лекомцев, Медиацентр школы № 58: Спасибо! Обязательно будем следить за новостями Школы. Пора завершать нашу беседу. Хотелось бы задать Вам последний, но очень важный вопрос. Глядя на нашу газету, что Вы пожелаете молодёжной редакции и еë читателям?
Дмитрий Иванов, директор Государственного цирка Удмуртии: Я желаю, чтобы расширился тираж, чтобы она стала ещё более привлекательной и интересной. Пусть «Моя первая газета» станет для вас первым жизненным опытом в части журналистики, в части общения с интересными людьми. Изыскивайте нетривиальных людей для того, чтобы вам было о чём писать. И интересно писать. Хорошим красивым журналистским языком. Удачи!
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.