Программа "Мир животных" в цирке Удмуртии.
Кристина
и Сергей Чужие. Номер "Цыганский барон"
Когда-то выбрав цирк, я остался навсегда ему верен. Мои гири объездили со мной
полмира и не хотят пылиться дома. Каждый раз перед выходом в манеж я спрашиваю себя: «Серега, ты хочешь на работу?»
И внутренний голос отвечает: «Хочу, поднажми». Пока я слышу этот голос внутри себя, я буду работать. Потому что
самое страшное для артиста — это не хотеть идти на работу, устать и работать на автомате. Цирк — живое искусство,
все эмоции как на ладони. Ты можешь обмануть себя, работать без желания и куража, но вот зрителей обмануть не получится! Поэтому
в манеже всегда стараюсь выкладываться на 200 процентов!
Сергей, в цирк вас привёл случай. Как это произошло?
Знаете, спустя время какие-то ситуации начинают видеться как цепь совершенно логичных событий. В школе я был самым последним в классе по физкультуре, всегда стоял крайним на линейке. Был очень щуплым, худым, часто болел. Мы только переехали в Пермь из маленького пензенского поселка, меня поразила большая школа, классы, где полным-полно ребят. Сам по себе переезд в большой город — это стресс, а тут ещё оказывается на физкультуре нужно носить форму и вообще все ребята сильные, выносливые… Так вот с физкультурой не ладилось у меня вплоть до старших классов. Однажды в школе решили провести соревнования с обязательным привлечением всех учеников. Соревнования по поднятию гири, так как считалось, что все советские школьники спортивные и сильные. Из всей школы гири не смогли поднять два человека, среди которых был я. Это случилось на глазах девочки, которая мне очень нравилась. Тот день стал своеобразной точкой отсчёта в моей профессии силового жонглера. Я нашёл в городе место, где учат поднимать гири, — цирковую студию «Молодость». Стал качаться, много тренироваться. И через очень короткое время, к выпуску школы, обогнал своих сверстников в физическом развитии. Научился крутить «солнце», подтягивался больше всех, и конечно, поднимал гири. А ещё удивлял ту самую девочку тем, что гири не просто поднимал, а уже свободно бросал за спину и над головой. Но физкультура так и не стала моим любимым предметом.
Вы с друзьями создали небольшой коллектив, и первые гастроли проходили в Пермском крае. На каких площадках вы выступали?
Мы выступали на сценах и стадионах.
После армии вы поступили в ГИТИС на отделение режиссуры цирка. Это преимущественно театральный институт. Учиться было интересно?
Было здорово. Мне на очень простом и доступном языке объяснили, что такое режиссура. Моими учителями были такие мэтры, как Максимиллиан Изяславович Немчинский, Валентин Гнеушев, Павел Брюн. Интереснейшее время в моей жизни!
В этот период случились ваши первые заграничные гастроли в Болгарию. Сколько времени вы пробыли в этой стране? С какой программой выступали?
В Болгарии проработал полтора года. Я уехал из Советского Союза, а приехал уже в свободную Россию. Работал как цирке-шапито, так и в ночных клубах. Там была жёсткая школа именно по артистическому мастерству. В ночных клубах очень тяжело держать внимание посетителей, народ может просто встать и уйти, если артист им неинтересен. Поэтому приходилось быстро учиться, что называется, держать своего зрителя.
Вас пригласили в цирк на Цветном Бульваре. Как это произошло?
Именно в Болгарии случились первые отношения. Я влюбился и понимал, что это серьёзно. Девушка была танцовщицей, её родители мало верили в наши отношения, так как творческие профессии в те годы были не слишком стабильны. И я решил ради любимой заняться бизнесом, уйти из цирковой сферы. Но как только я озвучил эту мысль во Вселенную и предпринял попытки начать своё дело, пришла телеграмма из цирка на Цветном Бульваре, подписанная самим Юрием Владимировичем, с предложением поработать. Против такого аргумента в пользу цирковой карьеры я не смог устоять и поехал в Москву на работу. А девушка улетела в Италию… Навсегда.
Между любовью и цирком, я выбрал цирк. Жалею ли? Трудно сказать! Но Италию до сих пор на подсознательном уровне не принимаю, не было желания ни поработать там, ни просто как туристу съездить. Хотя это же не страна отняла у меня любимого человека, а я сознательно сам расставил приоритеты. Я бы жалел всю жизнь и в том случае, если бы не поехал на Цветной, это уж точно.
В цирке на Цветном вашим наставником был сам Юрий Никулин. Что ценного вы приобрели в общении с легендарным артистом?
Юрий Владимирович отнесся ко мне очень тепло. Его рукой подписан мой диплом, где размашисто выведено: «Принять к рассмотрению, одобряю».
Во время учебы в ГИТИСЕ я принял участие в цирковом фестивале в Хабаровске, где получил приз за лучшую режиссуру и диплом лауреата за свой собственный номер. Этот фестиваль, поддержка Юрия Владимировича помогли мне окончательно поверить в свои силы.
А ещё Юрий Никулин научил меня человечности… Это очень редкое и ценное качество!
Как-то раз Юрий Никулин, посмотрев ваше выступление, произнёс: «Он ни на кого не похож». Что отличает вас от других?
Эта фраза, в общем-то, стала моим девизом по жизни. Так всегда и было! Начиная от моей внешности, я очень долго носил длинные волосы, заканчивая моим образом в манеже.
Как появился образ Цыгана, и как он вписывается в вашу программу циркового шоу?
Образ появился не сразу. Я верю в судьбу и считаю, если ты всё делаешь правильно, то Вселенная тебе благоволит и включает зеленый свет. Цыганский барон, а именно так меня объявляют, — многие годы мой неизменный образ. Созданию его предшествовало много событий, которые стали звеньями одной цепи: сначала появилась музыка, потом Валентин Гнеушев посоветовал мне поменять реквизит для финального трюка, потом я познакомился с артистами из театра «Ромэн», мы даже работали в одной программе. И именно они поставили мне многие танцевальные движения в моём номере.
Вы с коллективом Тамерлана Нукзарова приняли участие в международном фестивале циркового искусства. Какую награду вы получили?
Мы получили высшую награду — «Хрустальную чашу».
Ваша жена Кристина тоже артистка?
Особенно здорово, если любимый человек также в твоей профессии, тогда вы говорите на одном языке. У нас с женой так и получилось, Кристина пришла в цирк из балета. А теперь танцует в воздухе и на проволоке.
Кстати, мы начали с Грузии, а сегодня за плечами десятки стран и городов: от Шотландии до Гонконга. Мы с Кристиной работали на круизном лайнере, снимались в рекламе Samsung в далёкой Южной Корее, объездили пол-Европы. Но очень любим Россию, российские цирки и нашего зрителя.
На ваш взгляд, важна ли семья для циркового артиста?
Для циркового артиста семья очень важна, это его тыл и поддержка.
Недавно в нашей семье появилась маленькая дочка Белла, ей сейчас четыре месяца. А гастролировать с нами она начала с двух месяцев, тогда же жена и вышла на работу. Большие перерывы у артистов недопустимы. Также у меня есть старшая дочка Настя, которая также в своё время росла в манеже.
Вы счастливый человек?
Абсолютно! Я до сих пор работаю в жанре силового жонглирования, до сих пор хочу не просто сохранить форму, но и ввести трюки!
Фотограф: Диана Кадырова
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.