Отмечая 60-летие полёта в космос первого человека планеты Ю. А. Гагарина, мы отдаём должное мужеству и профессионализму людей уникальной профессии – космонавтов. Но вместе с тем, понимаем, что за яркими событиями покорения космоса стоит упорный, самоотверженный труд огромного числа учёных, конструкторов, медиков, испытателей. Ещё менее известна история полётов в космос животных. А ведь их число исчисляется многими сотнями, и первый полёт за пределы атмосферы на геофизической ракете состоялся ещё за 10 лет до полёта Гагарина. Конечно, собачек, обезьян, мышей,морских свинок и тритонов трудно назвать в полном смысле слова испытателями, ведь свою судьбу они не выбирали, но создание основ космической медицины и биологии достойно памяти, вдохновляющей на новые свершения.
В Ижевске День космонавтики начинают праздновать на две недели раньше - 25 марта 1961 года здесь встречали из космоса собачку Звёздочку, полёт которой завершал программу подготовки к полёту в космос человека. 15 лет назад мы установили памятник «Проложившим дорогу в космос»: Звёздочка в металле сидит в шаре, на поверхности которого начертаны имена космических медиков, конструкторов космической техники, первых собак-космонавтов и первых космонавтов. У этого памятника побывали космонавты, лётчики, медики, инженеры, астрономы. Его изображения размещены на открытках и конвертах зарубежных стран. Но главное – сами ижевчане с детьми приняли памятник и любят гулять в сквере возле него.
В этом году, возвращаясь с традиционного сбора у памятника Звёздочке и вспоминая космических медиков, причастных к легендарным событиям, вместе с которыми удалось тогда, 15 лет назад, восстановить хронологию и составить Список Звёздочки для памятника, я увидел афишу «Жираф-Шоу» Ижевского цирка - и вспомнил, как академик О. Г. Газенко рассказывал мне об изучении жирафа. Через пару дней я беседовал с дрессировщиком Михалом Борза во время ежедневной репетиции.
Жираф Багир имеет рост 5,25 метра и вес 1,2 тонны. Какой тут космос? Даже если Багир запрокинет голову и вытащит свой длинный язык, он всё равно не достанет до звёзд. А о полётах вообще речи идти не может. И тем не менее, все космонавты и астронавты, прилетая на МКС, в том числе и экипаж Союз МС-18 «Ю. А. Гагарин», только что прилетевший на вахту, используют методику адаптации, разработанную на основе изучения работы кровеносной системы жирафа. Всё дело в длинной шее. На Земле мы находимся в вертикальном положении, сердце приспособлено преодолевать гравитацию и качать кровь равномерно по организму. В невесомости вся кровь из ног устремляется к голове, что создаёт проблемы. У жирафа уникальное сердце-насос, способное изменять давление в широком диапазоне, когда животное размахивает шеей.
- Багир долго держать голову внизу всё же не может. – рассказывает Михал. – У жирафов очень густая кровь и специальные клапаны в сосудах, давление намного выше, чем у человека. Но всё равно они никогда не кладут голову на землю. Иначе кровь может просто мозг разорвать. Всегда голова вверху. Когда сильно уставший, может на плечо положить.
- А когда спит?
- Спит жираф очень мало, полтора часа. Сон очень чуткий. Он контролирует ситуацию.
- Боится?
- Нет, жираф сильное животное, врагов у него практически нет.
- Бьёт шеей, у него ведь рога?
- Рога даже не одни. С возрастом вырастает вторая пара. У Багира, как видите, уже выросли. Но шеей он бьёт только равных себе, других жирафов во время брачных разборок. Врага он бьет передними копытами. Может убить льва. Как-то был один верблюд, он покусывал Багира. Кончилось тем, что Багир его ударил, сбил с ног. А ведь верблюд тоже больше тонны весом.
- Но всё же жираф не хищник. Это парнокопытное, жвачное животное, как корова.
- Да, ест он постоянно. Еды ему надо много. Но больше похож не на корову, а на того же верблюда. Римляне во времена Юлия Цезаря называли жирафа cameleopardalis – думали, это смесь верблюда с леопардом. Не знаю, как это они себе представляли. Михал смеётся. Жираф следит за дрессировщиком, наматывая круги по арене. Огромный зал Ижевского цирка пуст, арена окружена двухметровым ограждением. Внутри Михал с Багиром, я - в первом ряду. У Михала зычный, роскошный баритон. Во время всей беседы он не перестаёт отдавать Багиру чёткие команды вперемежку на русском и польском языках, ведь родом он из Польши. При этом постоянно угощает жирафа сухариками.
— Это у Багира такой непрерывный режим питания?
- Нет. Просто в детстве до 4 лет в Германии его только демонстрировали: выводили на арену, угощали и уводили. Мы с ним уже вместе 13 лет, он многому научился, но сухарики обожает. У Михала закончились сухари, он отправляется за кулисы, продолжая оттуда громко считать: «Багир, раз, два, три…». И тут происходит чудо: один, в пустом зале жираф вдруг раскланивается и начинает танцевать! Когда Михал возвращается, я прошу его:
- Можно покормить Багира морковкой?
- Попробуйте, но морковку он есть не станет.
Достаю заготовленную морковь, подхожу к ограждению. Сверху с высоты в 5 м комне опускается голова с огромными глазами. Ну как тут не вспомнить динозавра диплодока с его шеей? Багир длинным и синим, как у чау-чау языком, обхватывает морковку и поднимает её на 3 метра, но потом небрежно роняет. Вторая попытка тоже не приносит успеха. Михал поясняет:
- Морковка – это еда. А еда его сейчас на арене не интересует. Его интересует угощение. А угощение – это сухарики.
- Ладно, сухарики тоже есть, готовился, изучал.
Распечатываю первую пачку сухарей, набираю полную горсть и подношу, ожидая, что жираф как лошадь возьмёт их губами. Но вместо этого Багир стал языком забирать сухари по одному и ловко засовывать их себе за щёку, пока не собрал все. Погладить себя так и не дал, ловко уворачивался от моей руки. Гордый, однако.
- Михал, а Вы не пробовали делать трюк с языком? Уж больно он вёрткий у Багира.
- Я думал об этом, хотел подвесить какую-то игрушку. Но это опасно, на высоте, если это верёвка, он может запутаться или проглотить игрушку. А так, язык у жирафа настолько сильный, хваткий, что лучше даже, чем хобот у слона. Как-то мы были на открытом пространстве рядом с деревом. Высоко была ветка. Багир не доставал. Он дождался, когда ветерок чуть наклонил ветку, ухватился языком за самый кончик, чук-чук чук продвинулся языком по ветке до основания и сломал такую ветку огромную.
- Я родом с Украины, с Донбасса и очень хорошо понимаю, почему жирафы так любят акацию. В детстве мальчишками мы ели цветки акации, они сладкие.
- Да, я тоже это знаю.
- Но как жирафы едят ветки с колючками? Я же вижу: язык и губы у Багира мягкие.
- У жирафа такая особенность. Большие шипы втыкаются, но крови нет. Есть люди, которые могут втыкать в себя иголки без крови. Но самое любимое дерево у Багира – это берёзка. Какой бы большой пучок веток берёзы я не подвесил бы ему на ночь, он съедает всё: утром прихожу – ни листочка, ни даже кусочка коры нет.
- Ну, прямо патриот какой-то. У нас в Ижевске, кроме памятника собачке Звёздочке есть ещё памятник козе, недавно появилась скульптура слона (правда в клетке, но это местные проблемы с вандализмом). Но самый популярный памятник - лосю. Это самое крупное животное Удмуртии.
- У жирафа много общего с лосем. У лося тоже неуклюжая такая походка. Передние ноги существенно выше, холка большая.
- Лосей в Удмуртии 20 тысяч. Они не отличаются особой сообразительностью, ночью любят выходить на дорогу демонстрировать своё преимущество. В год полторы сотни ДТП из-за этого происходит. Багир демонстрирует, что он самый большой? Вам, как дрессировщику, надо доказывать свою власть?
- Нет. Это хищника надо ломать. Мы партнёры. Он же знает, что он сильнее.
- А как он относится к другим животным?
- Замечательно. Он очень добродушный. Козы, лошадки к нему идут, он ко всем относится очень хорошо.
- Перед полётом Гагарина в космос запускали спутники с животными. Кроме собачек, там были сотни мышей, мухи дрозофилы, лягушки, бактерии, вирусы. Это был целый зоопарк или цирк на орбите. Собачек дрессировали, чтобы они могли спокойно переносить замкнутое пространство, окружение живности, шумы – ведь там работали приборы, да ещё их пристёгивали, чтобы не улетели в невесомости. Как Багир переносит путешествия?
- У него есть специальный фургон высотой в 6 метров. Во время движения Багир садится, крыша опускается. Мы часто останавливаемся, чтобы поднять крышу и дать возможность Багиру размяться. Но переезды – это чуть ли не самое сложное в кочевой жизни цирка. Много животных гибнет просто из-за стресса. Для животных это шок. Северных оленей так и не научились перевозить, гибнут. Надо хорошо знать животных, чувствовать их.
К нам обратился директор зоопарка Нижнего Новгорода, чтобы мы помогли перевезти из Красноярска молодого жирафа. Он несколько месяцев наблюдал за Багиром, ездил постоянно в Красноярск, подружился с животным. Потом построили специальный фургон, и директор вместе с жирафом 5 дней ехал в этом фургоне и - благополучно доехали. Это была самочка жирафа, сейчас она подросла. Так что в Нижнем Новгороде, можно сказать, невеста Багира, мы уже несколько раз были там. Сейчас едем к ней на свидание. Если появится малыш, мы возьмём его в работу, а Багир оправился бы на пенсию.
- Так значит, знание животных важнее, чем собственно дрессура?
- А это неотделимо одно от другого. Просто так заставить животных невозможно. Сейчас так называемые «зелёные» устраивают протесты против использования животных в цирках. Это же полный бред, мы приглашаем их на репетиции, посмотрите - в каких условиях живут наши животные - не идут! Сейчас у этих «защитников» так: хвост нельзя купировать, потому что это больно, уши – тоже, но … кастрировать – пожалуйста. Похоже, что чем больше эти «зелёные» любят животных, тем сильнее они ненавидят людей. А у нас в цирке мы обожаем и животных, и обожаем людей, ведь зрители кормят нас.
- Михал, точно такие же проблемы у космических медиков. Протесты «зелёных» не позволили американцам провести полноценную биологическую программу исследований в космосе. Они полагались на наш отечественный опыт, благо учёные хорошо умеют находить общий язык. Возможно, из-за «зелёных» мы стыдливо прячем свои достижения: ведь первыми живыми существами, облетевшими Луну в 1968 году и успешно вернувшимися на Землю, были наши среднеазиатские черепахи! Было 4 таких миссии: в каждой по две черепахи и опять же множество попутчиков в виде простейших организмов. Илон Маск зовёт людей на Марс, но животных запускать в дальний космос никто не спешит.
Багир уже час ходит по арене. Проходя мимо меня, он слегка поворачивает голову.
- Михал, я отвлекаю Багира разговорами?
- Нет, всё нормально. Просто у него прекрасное зрение: он видит, что у Вас за креслом осталась ещё одна пачка сухариков.
- Какой у Вас с ним распорядок дня?
- В 6 утра у нас первая встреча, уборочка идёт. Есть у меня работник, который может зайти к нему убрать, но туда, где Багир спит, он никого кроме меня не подпускает. Потом в 8 у него завтрак. До репетиции его надо обязательно почистить. Он это очень любит. Бывает, мы час его только чешем. Раз в месяц обязательно обрабатываем копыта. В 11 репетиция. Если есть возможность, то и по 2 часа.
- На ночь приходите к нему прощаться?
- Конечно, на ночь кормим, опять уборка.
- Как же Вы живёте? Ведь невозможно ни уйти, ни уехать, ни заболеть.
- А мы в цирке не болеем. Прививочки Багир переносит хорошо, а вот чтобы какие то проблемы со здоровьем были, то я не помню. Пытались как-то взять у него кровь на исследование, не смогли, кожа слишком толстая, в вену попасть невозможно.
- Сейчас на планете Земля домашних животных гораздо больше диких. В каждой второй семье есть кошка или собака, миллиарды бройлеров, свиней, коров. Земля уже давно подобна биоспутнику, населённому животными, которых отобрал человек. Значит, и отвечать за всех животных должен человек!
- Я скажу так, есть такая польская цирковая поговорка: шапито может быть даже из тряпки, но человек должен быть железным!
Сергей Пахомов,
к.ф.-м.н.,
председатель
Комитета «Звёздочка»,
https://rintd.ru/sobaka/
12 апреля 2021 г.
Автор выражает признательность Государственному цирку Удмуртии и лично Владимиру Шкелёву и Марине Томшич за организацию интервью/
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.