АУК УР "Государственный Цирк Удмуртии"
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)

1 апреля


03 Апреля 2021

В новый день - с улыбкой есть повод!

Чтобы узнать, сколько в ней смешного и сколько серьёзного, мы отправились в Государственный цирк Удмуртии, где нас встретил клоун с тридцатилетним стажем по прозвищу Рыжий, заслуженный работник культуры УР, член творческого Союза цирковых деятелей России Владимир Шкелёв, а чуть позже к разговору присоединился клоун новой программы «Жираф-шоу» Алекс, который 25 лет работает в цирках Европы, является участником цирковых фестивалей в Париже, Масси, Варшаве и призёром Международного фестиваля в Ижевске в 2013 году.

Живая энергия зала

- Клоун – это профессия или призвание?

Владимир: Призвание, которое с годами усиливается профессиональными навыками и становится образом мышления и стилем жизни. Вот я, например, не мечтал стать клоуном, хотя с детства любил дурачиться и всех смешить. Да и фамилия, как выяснилось, у меня подходящая, поскольку слово «шкели» означает шутки, насмешки, колкости. После школы поступил в торговый техникум, но душа к торговле не лежала. Уже по возвращении из армии в руки мне попала книга Юрия Никулина «Почти серьёзно», и настолько написанное в ней показалось мне близким и родным, что я решил устроиться в ижевский цирк. Кем угодно. Взяли униформистом. А уже через год в качестве служащего по уходу за лошадьми я умчался на гастроли в Свердловск, где и случилась судьбоносная встреча с самим Юрием Владимировичем, который поддержал моё стремление, отметил способность к клоунаде и посоветовал продолжать заниматься. Вскоре я тем же случаем был введён в клоунский дуэт в составе труппы известного дрессировщика Юрия Бирюкова и с тех пор неизменно в цирке. Работал в лучших коллективах России и мира, таких как Цирк Филатовых, «Иллюзионное ревю» Игоря Кио, «Карнавал идёт по свету» и других.

Алекс: Мой отец работал музыкантом в цирковом оркестре, и я лет, наверное, с пяти просто жил в цирке. Мне нравилось здесь всё, и я всему охотно учился, особенно акробатике, в том числе икарийским играм. Но в 11 лет резко сменил предпочтение, решив стать клоуном. В 16 лет, выдержав серьёзный конкурс – 300 человек на место, поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) по специальности «Клоунада». В то время я уже много чего умел, играл на нескольких музыкальных инструментах и учился с огромным удовольствием и энтузиазмом. По окончании нас с моим партнёром пригласил в свой театр Юрий Куклачёв, потом в цирк на Цветном бульваре забрал Юрий Никулин. Мы много гастролировали по стране и за рубежом. Через пару лет я стал работать в паре со своей женой, в 1995-м нас пригласили в Европу. И вот уже более 25 лет мы живём в Дюссельдорфе и работаем в цирках разных европейских стран. Ижевск – четвёртый город в России, после Москвы, Ярославля и Симферополя, где нам посчастливилось гастролировать. Ваша публика просто супер! Жаль, что ограничительные меры не позволяют наполнить зрительный зал, но я надеюсь, что скоро всё изменится.

- Неужели количество зрителей влияет на выступление?

Алекс: Когда видишь много пустых мест, теряется ощущение целостности контакта со зрителем. Ведь это всегда живое общение, живая энергия, которой ты подпитываешься во время представления. И чем её больше, чем больше в ней позитивно заряженных частиц, тем легче работать и легче отдавать зрителю часть своей души.

Владимир: В Ижевском цирке 1750 мест. Представляете, какое количество человек потенциально приходит на представление и ждёт от артиста эмоций, чуда, ярких красок! И каждый зритель со своими культурными запросами, социальным статусом, образовательным цензом, настроением, привычками. Чтобы всех «прихватить», нужен не только талант, нужен особый настрой на зрителя, на его волну. Очень важно правильно появиться на манеже, правильно повернуться, встать, пройтись, упасть, вовремя отреагировать на реплику, пошутить, улыбнуться, засмеяться. Это такая тонкая настройка, способность к которой в магазине не купишь, она идёт от сердца и туда же возвращается. Поэтому для успешного выступления и взаимодействия со зрителем большое значение имеет добрая энергия, качественный юмор и хорошая актёрская игра. И у каждого клоуна это что-то своё.

Клоун – это цирковая интеллигенция

- А что делать, если зритель не смеётся?

Владимир: Плакать! Знаменитый Дэвид Ларибль, звезда мировой клоунады, ведущий артист всемирно известных цирков Америки, говорил: у каждого зрителя на сердце висит замочек, который нужно открыть связкой ключей, что у тебя в руках. А вот какой ключик правильный – это вопрос. Самое опасное, когда в погоне за шуткой теряется драматургия репризы, когда клоун начинает переигрывать. Зритель это видит, и ему становится скучно. Поэтому клоун всегда должен думать и взвешивать, что он делает и что говорит. Не случайно я называю клоунов цирковой интеллигенцией с богатым внутренним содержанием.

Алекс: Клоун на манеже и в жизни – это два разных человека. Невозможно в режиме 24 на 7 шутить, смеяться, излучать позитив. Если бы так было, то не осталось бы сил на зрителя. А ведь клоун – это энергия и темпоритм всего представления, он единственный, кто выходит на манеж несколько раз за вечер, кто ведёт прямой диалог со зрителем, вовлекает его в действо, вызывая эмоции и чувства. Поэтому очень важно нащупать нерв публики, поймать настроение, кураж. В Европе сделать это намного проще, чем в России. Там люди более раскрепощённые, непосредственные, открытые. Они не зациклены на проблемах и приходят в цирк, чтобы просто отдохнуть, порадоваться, похлопать в ладоши, а не выполнить семейные обязательства. Легко идут на контакт, участвуют в репризах и смеются, как дети, искренне и от души. В России зрителю, чтобы расслабиться, нужно отключить голову.

Владимир: У современного человека клиповое мышление. Для него важен яркий образ, картинка, фрагмент. В силу этого сейчас совершенно умерла разговорная клоунада. Если раньше зрители сидели тихо и слушали, что происходит на манеже, то сейчас шумят, едят попкорн, листают гаджеты. Получить внимание зала стало труднее. - Но ведь по-прежнему осталось много контактных реприз с участием зрителей.

Скажите, как безошибочно выбрать нестеснительного, артистичного человека из большого количества людей? Или это подсадные?

Владимир: -Это самые обычные люди. Хороший клоун априори хороший психолог и физиогномист. Есть законы, которыми руководствуются артисты при работе с публикой. К примеру, если первый человек отказался выйти, откажутся все, кого ты позовёшь вслед за ним. Сработает цепная реакция. Поэтому из-за кулис мы обязательно смотрим, с кем можно работать, а кого даже не стоит тревожить.

Алекс: Да, зрителей мы выбираем заранее, подглядывая за залом из-за кулис. Всё-таки не каждый человек может выйти на арену и подыграть тебе. Один пришёл с беременной женой, у другого ребёнок на коленях, третий сидит с угрюмым видом. Когда ты выходишь к публике, времени на выбор уже нет.

От одной улыбки погибает 10 микробов

- Какое место в вашей жизни занимает юмор?

Владимир: Юмор - это мой рабочий инструмент, свойство ума, способ восприятия окружающего мира. Я часто наблюдаю за людьми и вижу много комического, что очень помогает в работе. Благодаря юмору мы можем посмеяться над нелепыми житейскими ситуациями, бытовыми неурядицами, глупостью, алчностью, низкопоклонством и другими человеческими пороками. Главное, чтобы смех не был злым и оскорбительным. Российский цирк придерживается этих традиций, чего, к сожалению, не скажешь о других жанрах, где шутки стали грубее и по смыслу, и по форме подачи. Мне, например, далеко не всегда кажутся смешными и даже приличными репризы молодых стендаперов. Может, потому, что я человек другого поколения, ещё той, советской школы, которую формировали представители цирковой интеллигенции - люди высокоинтеллектуальные, думающие, читающие хорошую литературу и слушающие хорошую музыку.

Алекс: Юмор помогает жить, работать и с улыбкой встречать новый день! - Если бы не было 1 апреля, его стоило придумать?

Владимир: Однозначно! У Дня смеха или праздника Дураков – называйте как хотите – столь долгая история и такое важное предназначение, что трудно даже представить, что его могло бы не быть. Смех - это прямая противоположность страха и стресса. Вспомните, чем сильнее мы чего-то испугались, тем больше всего потом над этим смеёмся. Смех - это защитная реакция, и чем чаще человек смеётся или улыбается, тем легче и светлее у него на душе. Поэтому даже в период пандемии я всем советую улыбаться, потому что от одной улыбки погибает сразу 10 микробов. И это не шутка!

Алекс: У меня 1 апреля ассоциируется с розыгрышами, что в цирковой и вообще в артистической среде обычное дело. Этим мы увлекались ещё будучи студентами. Бывало, задержишься в училище, а ехать до общежития на троллейбусе - такой облом. Тогда наш друг-клишник (в словаре цирковой терминологии - артист, демонстрирующий предельную гибкость тела при сгибании вперёд) ложился на дорогу, опускал ноги за голову и начинал подёргиваться, словно в судорогах. Мы в наигранной панике начинали ловить машину с просьбой подвезти до больницы, которая находилась по соседству с нашей общагой. Вот таким образом домой мы возвращались на такси или попутке и совершенно бесплатно.

Владимир: Как-то мы были с гастролями в Самаре, и там местные газетчики пустили «утку», что 1 апреля известный иллюзионист Игорь Кио будет ходить по воде. Утром на набережную Волги собралась половина города.

Алекс: А вот не розыгрыш, а просто смешная история. В одной из реприз моя жена выходила в костюме лебедя – это такая огромная кукла. Но репетировали мы без костюма, поэтому в образе её никто не видел. Премьера состоялась в цирке на Цветном бульваре, и поставили нас сразу после дрессировщиков гусей. Они отрабатывают свой номер, загоняют гусей в кулисы, а там - лебедь исполинских размеров. Гуси испугались и с гоготом ринулись обратно на манеж. Дрессировщикам и работникам цирка пришлось ловить бедных птиц. А когда после гусиной паники на манеж вышла кукла лебедя, зал просто лежал от смеха.

Видеть хорошее в смешном

- Кто более благодарные зрители – взрослые или дети?

Владимир: Есть репризы для детей и для взрослых. Придумать что-то универсальное – это большое искусство. Но часто бывает, что дети так звонко и заразительно смеются, что даже взрослые не могут устоять и сами на какое-то время становятся детьми. Это волшебное ощущение способен подарить только цирк.

- Как часто вы надеваете маску клоуна и используете клоунские секреты в обычной жизни? Алекс: Если нужно разрядить обстановку или выпутаться из истории, это очень выручает.

Владимир: Поскольку все клоуны немного жонглёры, акробаты, иллюзионисты, мы можем устроить маленькое представление прямо на улице, в баре или на парковке. И ты сразу там свой человек. Например, турецкие таксисты очень любят фокусы и готовы бесплатно или с хорошей скидкой отвезти куда нужно.

- А что вас, клоунов, может рассмешить?

Алекс: Любая забавная ситуация. Однажды в Брюсселе мы с женой наблюдали такую картину. Останавливается крутющий автомобиль, из него с важным видом состоятельного человека выходит дорого одетый мужчина, достаёт из багажника маленький ржавый самокат, встаёт на него и едет дальше. Почему, куда, зачем? Это было реально смешно.

Владимир: Всё, что угодно. В нашей повседневной жизни много забавных ситуаций. Главное, в смешном видеть только хорошее. И совершенно неважно, какой ты клоун, рыжий или белый, печальный или весёлый. Ты должен дарить людям улыбки и смех, нести добро, радость и солнечный свет. Владимир

Ольга Иртегова.

https://izvestiaur.ru/upload/uf/c54/Izvestia010421_033_5220_.pdf



все события

Видеогалерея


Энциклопедия

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Коверные клоуны

Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Силовые кольца

Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.

Антипод

Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.

Свободная дрессировка

Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.

Ручной эквилибр

В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.

Иллюзия

Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Лонжа

(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).

Дьяболо

(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.

Клишник

(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

Штейн-трапе

Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.

Моноцикл

(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

Каучук

(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

Перш

(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.

Реприза

(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.

Трапеция

(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

Униформисты

(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.

Форганг

(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.


Наши партнеры
Как стать партнером
© 2014 АУК УР "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК УДМУРТИИ"
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)