В редакции обсудили, как цирк Удмуртии стал одним из лучших в СНГ, как цирковой мир пережил пандемию, перспективу цирковых фестивалей в Ижевске, а также узнали о единственном в России дрессированном жирафе, который вот-вот выйдет на наш манеж
Андрей Лещинский возглавляет Государственный цирк Удмуртии три года. При нём в цирке появился свой музей, на гастроли приезжали ведущие российские мастера цирковых искусств, а XIII Международный цирковой фестиваль в марте 2020 года побил рекорд количества выступающих на нём артистов с разных континентов (и это при том, что из-за пандемии в последний момент отменили свой приезд коллективы из Китая и Северной Кореи). А потом во всём мире начался самый непростой период в работе цирка. Каково было столкнуться с этим профессиональным вызовом и каков цирк изнутри на взгляд историка, – об этом и многом другом мы спросили гостя «Планёрки».
Анна ВАРДУГИНА:
Андрей Сергеевич, кто вы?
– Думаю, я – патриот своей Родины, своей работы, патриот земли, на которой я вырос и живу. Для меня очень важно знать, что есть эти константы – родная страна, малая Родина, своё дело.
– Как формировалась эта позиция? Благодаря семье, советским фильмам, литературе или кому-то и чему-то ещё?
– И всему тому, что вы перечислили, и Учителям в широком смысле. Я из поколения выходцев из Советского Союза, ценности большой единой страны я впитал с детства. А моими учителями были и дед, и отец, и вуз, и школа, и двор с его правилами пацанской чести (с некоторыми друзьями детства мы до сих пор поддерживаем общение, потому что уже много раз убеждались в честности, порядочности друг друга). Я вырос в Ижевске на улице Пушкинской, учился в школе № 40, и до сих пор живу в своём родном дворе. По соседству с нами жил Михаил Тимофеевич Калашников, и это чувство причастности (пусть и по касательной) к большой истории нашей страны тоже было важно.
Конечно, большую роль в формировании моего образа мышления сформировал Удмуртский государственный университет, где я учился на историческом факультете. Мне повезло – в то время на истфаке преподавали уникальные профессора, оказавшиеся в Ижевске в эвакуации в годы Великой Отечественной войны и оставшиеся здесь навсегда. Они принесли в наш вуз традицию классического высшего образования, задали для студентов и молодых преподавателей планку разносторонних энциклопедических знаний, стали образцами интеллигентности. Да и «собственная» ижевская профессура тех лет была высочайшего уровня. Подвести этих великолепных учителей было немыслимо, мы поглощали знания, в том числе, чтобы соответствовать их ожиданиям, чтобы им не было за нас неловко.
На историческом факультете были сильны театральные традиции. В моё время там преподавал великолепный педагог, энциклопедист, Сергей Семёнович Дерендяев – человек с потрясающим чувством юмора и очень острым пониманием времени. Его стихи, театральные миниатюры давали нам всем пищу для размышлений, становились объединяющей силой, – вокруг него сложился круг студентов, в который вошёл и я. С первого курса университета я участвовал в театре политсатиры «Балаган», это была отличная разминка для ума.
Игорь ЕГОРОВ:
Как вы после окончания истфака оказались на заводе «Ижмаш»?
– Это был важный период в моей жизни. После получения диплома я недолгое время подрабатывал преподавателем истории в школе № 22 и работал в завкоме комсомола на Автозаводе. Когда меня избрали секретарём комитета комсомола «Ижмаша», оформили сменным мастером, – была тогда такая заводская практика. И в один прекрасный день директор завода сказал мне, что хотя бы с начала смены до обеда я должен буду выполнять работу сменного мастера (это с гуманитарным-то образованием!). И я освоил свою новую специализацию. Рабочие механосборочного цеха № 254 научили меня тому, что я как сменный мастер должен был знать и уметь, я втянулся, даже начал получать удовольствие от этой работы. Я благодарен судьбе за те годы, что я проработал в цехе окончательной сборки, до сих пор отношусь с огромным уважением к тем людям, которые там работали. Это было место, требующее очень высокой ответственности. Все 8 цехов завода зависели от того, как мы на конечном этапе соберём из всех комплектующих станки с ЧПУ, – в конце концов, от качества нашей работы зависели премии для всех цехов. Тогда мы выпускали по 200-300 станков в месяц, ижевский станкострой гремел!
Анна ВАРДУГИНА:
В детстве вы любили цирк? Ходили на представления?
– Мне нравился цирк, но парадоксальным образом оказывался я там нечасто. В старом цирке бывал всего раза три. Думаю, дело в том, что у меня всегда была очень насыщенная жизнь: учёба, спорт (командные виды – сначала баскетбол, потом, уже в студенчестве – гандбол), встречи с друзьями. Я всё это очень любил. Кстати, в гандбол я играл за команду медиков, нашим капитаном был Сергей Григорьевич Примушко, настоящий фанат гандбола, выдающийся врач-онколог, имя которого сегодня носит республиканский онкоцентр.
– Когда вы пришли работать в цирк, изучали специфику его работы так же подробно и на практике, как это было на заводе?
– Мне повезло, рядом со мной был (и до сих пор остаётся) человек, который может подсказать мне что угодно о специфике функционирования цирка, потому что знает о цирке буквально всё, – это Дмитрий Евгеньевич Иванов, первый директор Государственного цирка Удмуртии, который принял решение оставить это место, когда получил предложение возглавить Российскую Государственную цирковую компанию. Кроме того, у меня уже был немаленький опыт руководящей работы, а главные принципы топ-менеджмента неизменны, в какой бы сфере ты не действовал. Это всегда анализ, выстраивание стратегии, выбор тактики, работа на опережение, умение сконцентрироваться на главном в кризисных ситуациях.
Я поставил перед собой две главные задачи: сохранить коллектив и сохранить уникальное здание циркового комплекса. Это можно было сделать, только обеспечив цирку полноценную работу, заполняемость зала, а для этого нужно было показывать здесь интересные программы, которые не разочаровали бы зрителей, воспитанных на лучших в мире цирковых номерах, увиденных на Международном фестивале циркового искусства. И продолжение, и развитие фестиваля тоже нужно было обеспечивать. Нашей команде удалось выполнить поставленные задачи. Конечно, мы получали поддержку от Дмитрия Евгеньевича Иванова, когда он возглавлял «Росгосцирк».
Я всегда с благодарностью помню о том, что Государственный цирк Удмуртии – это детище первого президента Удмуртии Александра Александровича Волкова. И фестиваль циркового искусства – его детище. Это были необыкновенно амбициозные решения – создать не в Москве или Петербурге, а в регионе мощный цирковой комплекс и сделать его площадкой для фестиваля мирового класса. Знаю, что были скептики, говорившие, что в Удмуртии реализовать эти проекты не получится никогда. Но – цирк есть, и позади 13 фестивалей.
Кроме того, замечу, что мне достался совершенно профессиональный коллектив, и я горжусь, что руковожу этими замечательными людьми.
Елена БОРОДИНА:
В этом году международный фестиваль был отменён. Он продолжится после снятия всех ограничений на гастроли или пандемия «подкосила» его?
– В этом году фестиваля, конечно, ждать уже не стоит. Обычно он проходил как раз в первой половине марта, и в эти дни коллектив цирка чувствует непривычную пустоту. Но мы рады тому, что в прошлом году успели провести фестиваль до всех ограничительных мер, когда коронавирусная инфекция ещё не распространилась в регионе. Это был праздник искусства, храбрости, красоты, воспоминания о котором в месяцы локдауна, я надеюсь, улучшали настроение многим жителям Ижевска.
На этот год, даже на более поздние месяцы, мы решили не планировать фестиваль, поскольку ситуация в мире всё ещё нестабильная, и даже если Россия откроет границы, многие страны ещё не выпустят своих артистов на зарубежные выступления. С осторожностью мы планируем фестиваль на 2022 год. В любом случае мы намерены продолжать, рано или поздно очередной Международный фестиваль цирковых искусств в Ижевске состоится.
Более того, есть желание сделать ещё и международный детский цирковой фестиваль, и когда пандемия завершится, мы к этой идее обязательно вернёмся.
Анна ВАРДУГИНА:
Насколько тяжело российский цирк пережил пандемию?
– Очень тяжело. Вспомните, очень неожиданно, в конце марта 2020 года, полностью остановился огромный гастрольный конвейер. Артисты и животные «застряли» в тех городах, где они в тот момент выступали. Представления были отменены более полугода (а в некоторых регионах цирки не открылись до сих пор). Нет проданных билетов – нет денег на гонорары артистам. Нет гонораров – не на что жить самим и кормить и содержать животных. В какой-то степени помогали и Государственная цирковая компания, и региональные власти. И всё равно люди начали уходить из профессии. Оказались разрушены многие групповые номера. Если из номера, поставленного на 10 гимнастов, уходят двое-трое, номер показать уже нельзя: его нужно режиссировать заново, с другими комбинациями трюков, с другим распределением нагрузок на каждого из оставшихся артистов. А если уходит один из трио? Катастрофа… И не все артисты в ближайшее время вернутся в профессию, потому что до сих пор циркам (как и другим учреждениям культуры) разрешена только 50-процентная заполняемость зала, а это означает снижение дохода от представлений в два раза. Думаю, цирк будет восстанавливаться после пандемии не один год.
Но, к счастью, в цирке работает много настоящих фанатов своего дела, которые своей жизни не мыслят без манежа, без репетиций и выступлений, так что цирковое искусство сохранится, я уверен.
– Как на общем фоне справляется наш цирк?
– Государственному цирку Удмуртии удалось сохранить костяк коллектива – 90% работников (за всё время пандемии мы попрощались всего с несколькими сотрудниками – кто-то ушёл на пенсию, кто-то по семейным обстоятельствам переехал в другой регион, такая небольшая текучка кадров существует всегда). Мы выстояли благодаря поддержке государства, получили кредит на выплату зарплаты. В результате мы смогли открыть цирк для зрителей перед Новым годом и сейчас готовимся к премьере уже третьей в этом сезоне программы.
Мы увидели, как соскучились по представлениям и артисты, и зрители. Новогодняя программа прошла на ура даже с учётом 50-процентной заполняемости зала. Конечно, мы приняли все меры, чтобы обезопасить наших зрителей: для них в цирке действует масочный режим, для сотрудников – перчаточно-масочный. Работают рециркуляторы, в открытом доступе стоят санитайзеры, после каждого представления проводится санитарная обработка зала и фойе, на входе зрителей ждёт термоконтроль.
Сергей РОГОЗИН:
В новогодней программе запомнилось прекрасное выступление детей – воспитанников цирковой студии. Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.
– Далеко не в каждом цирке есть своя студия или кружок. Ижевску повезло, у нас замечательная лицензированная студия, в ней работают четыре преподавателя, занятия проходят 4-5 раз в неделю. Сегодня в студии занимаются около 50 воспитанников в трёх возрастных группах (в младшей группе занимаются дошколята, а в старшей – старшеклассники). Наши студийцы не раз принимали участие в международных цирковых фестивалях, в том числе в знаменитом фестивале в Монте-Карло, и становились лауреатами. Совсем недавно воспитанницы студии привезли золотые награды с циркового конкурса в Москве. Порядка 10 воспитанников нашей студии приняли решение связать свою жизнь с цирком, после школы поступили в единственное в стране цирковое училище в Москве, стали профессионалами.
Обычно в конце мая – начале июня студия даёт отчётный концерт, на котором юные артисты всех трёх возрастных групп показывают, чему научились за год. Сейчас они готовятся к этому важному выступлению.
Анна ВАРДУГИНА:
Как создавался цирковой музей? Это ведь ваша идея?
– Наша. Видимо, это моя профдеформация как историка – мне важно зафиксировать важные вехи в развитии циркового искусства в Ижевске, напомнить о них людям, чтобы они могли выстроить цепочку событий, которая привела к работе нынешнего цирка. Мне повезло побывать в великолепном музее Цирка Чинизелли в Петербурге, и я подумал, почему бы не сформировать экспозицию в нашем цирке, тем более что у ижевского цирка великолепная история, а в новом цирковом здании есть большой обходной коридор вокруг зрительного зала, там можно разместить музейные витрины. Так мы и сделали. Полтора года назад всего за месяц мы собрали экспозицию. Прежде всего, в неё вошли экспонаты, предоставленные нашими сотрудниками. Например, зрители могут увидеть в витринах коллекцию клоунов, которую собрал наш замечательный сотрудник, ковёрный с многолетним стажем Владимир Шкелёв. А потом и артисты, гастролирующие в Ижевске, начали оставлять нам интересные вещи, экспонаты. Блистательный артист, ведущий наших фестивалей Владимир Кожевников предоставил нам интересные сценические костюмы. В нашем музее есть старые афиши – даже не прошлого цирка, построенного в 1943 году, а стоявшего рядом с Сенным рынком ещё раньше. Есть прекрасные фотографии представлений 1944-1945 годов, то есть военного времени. Есть макет нашего нынешнего циркового комплекса, который позволяет оценить его архитектурные элементы как единый замысел. На мониторе прокручиваются уникальные видеокадры…
И конечно, нам хочется сделать ещё что-то для наших зрителей, чтобы привлечь их внимание, заразить любовью к цирку. Так, около входа в кассы цирка появилась скульптура клоуна, которую выполнили три ижевских художника Александр Чувашев, Андрей Галимзянов и Алексей Ильин. Они же, кстати, предоставили более двадцати живописных работ на тему цирка, которые сейчас украшают верхнюю галерею в фойе.
– В момент открытия нового цирка говорили, что это технически самый современный цирк России. Он до сих пор держит эту планку или появились в стране цирки лучше нашего?
– По негласному рейтингу, Государственный цирк Удмуртии входит в пятёрку лучших цирков на пространстве СНГ. Его уникальность в том, что это единый комплекс, куда входит не только «цирк» как таковой (то есть пространство с манежем, куполом, зрительским амфитеатром), но и гостиница «Арена», где живут гастролирующие артисты.
Кроме того, у нас есть гостиница для животных – так мы, не кривя душой, называем помещения для содержания животных. Они просторные, тёплые, хорошо проветриваемые. У нас такой огромный слоновник, что мы можем принять любой аттракцион со слонами, и им будет удобно (артисты династий Дементьевых-Корниловых и Дуровых, которые работают со слонами, не дадут слукавить – они приезжали в Ижевск несколько раз и высоко оценили качество содержания животных). Конюшни и вольеры для хищников так далеко друг от друга, что животные совершенно друг другу не мешают своим присутствием.
Артисты восхищаются условиями, которые здесь созданы для них. Им ведь приходится возить за собой весь скарб вплоть до стиральных машинок и вентиляторов, потому что в гостиницах некоторых городов условия для жизни совсем спартанские, и они буквально выдыхают, когда приезжают к нам. Комфортную жизнь мы стараемся им обеспечить и на глобальном уровне, и в мелочах. В 2018 году по просьбе артистов мы организовали в гостинице бук-кроссинг, книги с открытых полок с удовольствием берут читать и они сами, и члены их семей (если какая-то книга понравилась, её можно оставить себе).
У нас до сих пор хорошее техническое оснащение, позволяющее залу работать как многофункциональная площадка. Оно позволяет между программами принимать в нашем зале концерты эстрадных исполнителей (у нас ведь самый вместительный зал в городе, не считая Ледового дворца), спортивные чемпионаты. Два года назад цирк был одной из площадок Международных парадельфийских игр.
– А что сказала об ижевском цирке принцесса Монако Стефания? Она ведь настоящий эксперт в области цирка, председатель оргкомитета престижнейшего циркового фестиваля в Монте-Карло.
– Она приезжала в Ижевск на финал нашего XII фестиваля. Надо сказать, что в России она была в трёх городах: в Москве, Санкт-Петербурге и Ижевске (это о многом говорит!). Я запомнил её как очень скромного, совсем не пафосного человека. Она с большим интересом наблюдала за гала-представлением и мгновенно и очень точно оценивала каждый номер. Когда мы уже расставались, она совсем не по протоколу, очень искренно сказала: «Я бы хотела ещё сюда приехать».
– Чему вы научились за эти три года во главе цирка?
– Для меня важно, что я открыл для себя совершенно новый мир, познакомился с особенными людьми – очень профессиональными, ранимыми, глубокими, увлечёнными, регулярно рискующими собственной жизнью, живущими по строгим правилам. Негласный кодекс циркового артиста требует: если трюк не получился, нужно повторить его и выполнить идеально. Для них неприемлем вариант «и так сойдёт». Это вызывает огромное уважение.
– Что такое цирк для Ижевска?
– Цирк – это, во-первых, часть истории Ижевска, часть его традиций и культурного облика. Во-вторых, это актуальное в XXI веке место семейного отдыха. Цирк – едва ли не единственный вид искусства, который на самом деле завораживает и детей, и взрослых. Просто дети больше обращают внимание на одни составляющие шоу (животных, яркие костюмы артистов, клоуны), а взрослые – на другие (на сложные акробатические трюки, на драматургию номеров). А уровень циркового искусства, представленного здесь, позволяет утверждать: Ижевск – по-настоящему цирковой город.
Сергей РОГОЗИН:
В обществе продолжается дискуссия о животных в цирке. Противники цирка зверей ссылаются на «Дю Солей», который смог добиться известности и без жанра дрессуры. Поклонники традиционного советского цирка возражают, что без медведей на велосипедах и прыгающих через кольцо тигров наш цирк утратит своё лицо, потеряет свои фирменные черты. А вы сторонник какого цирка?
– В российском цирке есть две традиции, которые, действительно, во многом определяют его лицо. Это клоунада (у нас сильнейшая, формировавшаяся десятилетиями школа ковёрных, неслучайно весь мир преклоняется перед искусством российских клоунов Олега Попова, Славы Полунина) и дрессура, которую я бы назвал дружбой с животными. Думаю, многие зрители согласятся со мной, что отечественный цирк без животных – это не цирк.
К сожалению, есть люди, которые прикрываясь заботой о правах животных, строят свою публичную карьеру общественников или политиков. Мы много раз слышали их призывы к общественности спасти цирковых животных. Удивительно, но когда в период пандемии цирковые животные оказались в сложной ситуации, все призывы кончились, и никто из этих «борцов» не предложил циркам свою помощь в покупке кормов, витаминов, медикаментов. Хотя именно тогда животные действительно нуждались в поддержке.
А «спасать» животных в цирке на самом деле не от чего. В цирке животные живут намного дольше, чем в дикой природе. Абсолютное большинство дрессированных зверей доживает до глубоко пенсионного возраста, а некоторые животные ставят рекорды долголетия, тогда как в дикой природе животные погибают от болезней и истощения; травоядные и более мелкие хищники становятся добычей хищников покрупнее, более слабых самцов-конкурентов убивают альфа-самцы… Природа совсем не сентиментальна, в ней каждый день действует жёсткий естественный отбор.
А в российском цирке принята система ухода за животными, в которой детально прописан каждый пункт, касающийся условий перевозки, содержания (какие должны быть температура и влажность, какой минимальной величины должны быть клетка, вольер, стойло), питания (тут ветеринарами в рационах животных разных видов выверены соотношения жиров, белков и углеводов, просчитана суточная потребность в калориях, учтены все витаминные добавки). В цирке работают прекрасные ветеринары, которые возвращают здоровье животным с врождёнными проблемами с зубами, глазами, слухом, стабилизируют возрастные «болячки» (в естественных условиях ни одно из этих животных не выжило бы).
Но содержание цирковых животных – это больше, чем холодный рационализм. Многие дрессировщики покупают своих животных совсем малышами, чтобы они считали людей естественной частью своего мира. Эти дрессировщики кормили своих будущих артистов из бутылочки, вставали к ним ночью, когда у тех болел живот, изучали индивидуальный характер каждого из них, чтобы лучше выстроить отношения с каждым конкретным животным. Для них эти животные – почти как дети, как члены семьи. То, как работают эти люди, – это действительно дружба с животными, многократное повторение одного и того же элемента, диалог. Любой артист, работающий с животными, приезжая в очередной город с гастролями, в первую очередь заботится о том, чтобы его животных устроили со всеми возможными удобствами, и только потом думает о себе.
Допускаю, что в передвижных цирках, в шапито, могут быть какие-то нарушения. Клетки могут быть слишком маленькими, в содержании могут быть недочёты. Но в государственных цирках в России животные защищены очень хорошо.
– Получается, цирк подстраивается под образ жизни животных?
– Во многом – да. Цирк – это тонко настроенный организм со своими правилами, внутренним ритмом. Здесь важны любые мелочи. Нельзя выводить на манеж, на репетицию или представление, одних за другими травоядных животных и хищников. Если те же зебры выйдут на манеж сразу после львов, они почувствуют их запах, испугаются, занервничают, не смогут хорошо работать. Если львы, выйдя на манеж, почувствуют свежий запах животных, которые в природе могли бы быть их добычей, в них проснётся охотничий инстинкт. А это опасность для дрессировщиков, излишнее напряжение во время аттракциона. Поэтому между номерами с разными видами животных всегда есть паузы достаточной продолжительности – работают акробаты, жонглёры, клоуны и так далее.
Знаете, некоторые дрессировщики приглашают зрителей за кулисы на экскурсии, и тогда люди своими глазами видят, как много внимания уделяется тут любому животному, от привычных в наших широтах медведей до экзотических видов.
Елена БОРОДИНА:
Вы упомянули редких животных. В городе появились афиши новой цирковой программы, на которой – изображение жирафа. Кажется, за все годы работы нового цирка мы не видели на манеже ни одного жирафа…
– Это так, и тому есть объективные причины. Но обо всём по порядку.
С 20 марта по 25 апреля в Государственном цирке Удмуртии будет идти программа «Жираф-шоу». Всего состоится 14 представлений. Как понятно из названия программы, её звездой будет жираф. Это событие, заслуживающее особого внимания. Дело в том, что жирафы не очень хорошо поддаются дрессировке и при этом требуют от дрессировщика много заботы, – в результате в мировом цирке известно всего 2-3 номера с участием этих животных. А в российском цирке работает один-единственный жираф! И вот он, наконец, доехал до Ижевска. Его зовут Багир, он уже прибыл в город, обжился в нашем цирке и готов к работе на манеже, – зрители убедятся, что он ловкий трюкач и танцор. Не преувеличу, если скажу, что для большинства зрителей-ижевчан предстоящие 14 представлений будут уникальным и единственным в жизни шансом увидеть выступление жирафа в цирке.
Кроме того, в «Жираф-шоу» участвуют великолепные акробаты на русской палке и на батуте, прекрасные жонглёры, очень хороший ковёрный, экзотические животные. Это программа-калейдоскоп, где в течение более чем двух часов номера разных жанров сменяют друг друга, показывая бесконечное разнообразие российского цирка.
– Сотрудников редакции «Удмуртской правды» я приглашаю на премьеру нашей новой программы «Жираф-шоу» 20 марта.
Куратор «Ижевского киноклуба» Андрей Смирнов спрашивает, хотели ли вы когда-либо уехать из Ижевска и почему не уехали?
– Я никогда не хотел уехать из Ижевска. Выезжать из Ижевска в краткосрочные командировки или даже работать над какими-то проектами в других городах в течение нескольких месяцев – это было бы интересно. Но потом каждый раз я бы хотел возвращаться в родной город. Я убеждался в этом не раз: я много где побывал, и всегда мне через какое-то время хотелось вернуться домой. Здесь хорошо работать, отдыхать, жить и дружить. Что ещё нужно?
Следующего гостя «Планёрки» я прошу рассказать, кого он считает своими Учителями?
https://udmpravda.ru/2021/03/18/andrej-leshhinskij-izhevsk-po-nastoyashhemu-czirkovoj-gorod/
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.