Коллектив Государственного цирка Удмуртии сердечно поздравляет с Денём рождения народного артиста России Юрия Дурова.
Юрий Юрьевич, пусть богатые знания
и опыт, умение радовать и удивлять зрителя и в дальнейшем позволят Вам реализовывать новые творческие проекты. Желаем крепкого
здоровья и неиссякаемой жизненной энергии!
⠀
Он посвятил всю свою жизнь цирковому искусству и заслужил репутацию
яркого и самобытного артиста, талантливого руководителя.
Юрий Юрьевич Дуров Родился 11 октября 1954 года в городе Тбилиси,
где его родители, цирковые артисты, были на гастролях. Отец - Народный Артист СССР Юрий Владимирович Дуров, мать - Народная
артистка Узбекистана Лола Ходжаева.
Впервые вышел на манеж в шестилетнем возрасте в аттракционе отца. И с тех пор продолжает работать в цирке. В смешанной группе животных, которой руководил отец, первыми питомцами Юрия стали молодой слон, шимпанзе и собака-математик.
В 14 лет впервые полностью заменил отца, встав во главе аттракциона, поскольку Юрий Владимирович Дуров был занят на съемках фильма "Освобождение", где исполнял роль Уинстона Черчилля.
В 1971 году на гастролях в Бельгии Юрий Владимирович Дуров скоропостижно скончался. И с тех пор Юрий Юрьевич стоял во главе фамильного циркового аттракциона и, значительно переделав номер, проработал с ним до 1978 года.
Затем ушел на репетиционный период и за два года создал
принципиально новый аттракцион "Все на свете". В нем впервые в истории российского цирка на арену вышел жираф.
Были сделаны
несколько уникальных авторских трюков с морскими львами. А также уникальный номер "Гепарды на свободе", где два хищника работали
на арене без клетки, без поводков, без ошейников. До сегодняшнего дня никто не может повторить этот номер.
С 1992 года
- заслуженный артист России,
С 2007 года - Народный артист России.
С 2006 года - Академик международной академии
духовного единства народов мира. В том же году был награжден Орденом Петра Великого I степени и серебряным орденом "За заслуги
перед российским искусством".
В 2001 году удостоен "Гран-при" Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
В
2002 году получил премию "Цирк" Международной академии циркового искусства и премию Российской цирковой компании.
В 2004
году получил Международную премию Московского цирка на проспекте Вернадского.
В 2010 году на Международном фестивале
циркового искусства в Ижевске получил главный приз "Золотого медведя"
В 2016 году награжден орденом "Дружбы"
За
более чем сорок лет работы объездил (и не один раз) все цирки бывшего Советского Союза, побывал на гастролях в Японии. Во
Франции работал два года в Национальном французском цирке.
Мультидрессировщик. Через номера дрессировщика прошли десятки
видов животных: морские львы, шимпанзе, гепарды, зебры, кенгуру, голуби, слоны, медведи, собаки, пони, лисы, попугаи.
В
качестве руководителя стажерской практики, режиссера и автора сценария подготовил номер Фариду Якубову, который впоследствии
стал лауреатом премии Ленинского комсомола: номер с дрессированными обезьянами, который назывался "Мартышкин труд". В нем
помимо обезьян участвовал собаки и пони.
Четыре года был руководителем стажерской практики заслуженного артиста России
Бориса Майхровского - номер с морскими животными. Много лет руководил стабильной цирковой программой - коллективом, в котором
было задействовано более семидесяти человек.
Ставил спектакли в Московском цирке на Цветном бульваре, во многих цирках
России.
Учился цирковому искусству у выдающихся корифеев советского цирка: Карандаша, Игоря Кио, Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Завена Мартиросяна, Ирины Бугримовой.
Женился в 1975 году на Вере Дмитриевне Бусленко - в то время артистке
аттракциона иллюзиониста Эмиля Кио. В 1988 году у них родилась дочь Наталья.
В 2007 году по приглашению Натальи Юрьевны
Дуровой он переходит работать в «Уголок дедушки Дурова» в качестве режиссёра-постановщика.
С этого момента
Юрий Дуров полностью посвящает себя театру.
В этом же году он ставит новый спектакль «МЧС спешит на помощь»,
соединяя в единый сюжет отдельные фрагменты, вводит новых исполнителей молодых артистов Ирину и Сергея Поповых, включает новые
номера.
К новогодним каникулам 2007 года пишет сценарий спектакля «Без билета вокруг света» и ставит спектакль,
а к следующему Новому году Юрий Дуров пишет оригинальную сказку«Волшебное письмо» и воплощает её на сцене театра,
органично соединив в ней номера с животными и драматическое действо. Эти работы вошли в репертуар театра и с успехом идут
на сцене.
В июне 2008 году народный артист России Юрий Дуров был назначен художественным руководителем «Уголка
дедушки Дурова».
С этого момента ему приходится заниматься и многочисленными административными делами.
Несмотря
на это, Юрий Дуров полон творческих планов. Он пишет новые сценарии, слова песен, издал книгу-сказку «Волшебное письмо»,
которая полюбилась маленьким читателям.
Его новая постановка «Книга странствий», поставленная к новогодним
каникулам по его сценарию, имела грандиозный успех. Спектакль прошёл 72 раза при переполненном зале. Новые спектакли шли и
на Малой сцене, и в Музее театра, где дети непосредственно общались с животными.
К 100-летнему юбилею Юрий Дуров поставил спектакль «Дорога – длиною в век!».
В первом отделении собраны номера с крупными животными. Там выступают
бегемот Муха, слоны Сюзи и Реми, красавцы патагонские морские львы, тигры, медведи.
Во втором отделении, специально к юбилею, ВПЕРВЫЕ в истории Театра была показана
«БОЛЬШАЯ ДУРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА».
Этот аттракцион, когда-то придуманный основателем Театра Владимиром Леонидовичем Дуровым, никогда не показывался на сцене Театра. С ним В.Дуров гастролировал только по циркам страны. В спектакле «Дорога – длиной в век!» аттракцион предстал в новой, современной версии.
Специально для второго отделения художественный руководитель театра Юрий Дуров придумал историю о сказочном сне, в котором его прадеду, дедушке Дурову виделся Город его Мечты. В нем люди и звери живут в полном согласии друг с другом, там царят гармония и добро.
На
сцене мы видим привокзальную площадь небольшого городка, где на скамейке, в ожидании поезда, спит пес-пассажир, носуха чинит
часы на башне, медведь подметает улицу, енот-прачка стирает белье и куда, наконец, приезжает поезд с пассажирами. Выходят
пассажиры – собачка, которую встречает ее друг с букетом цветов, лисичка, стая гусей-деревенских модниц - кипит жизнь
городка, а поезд вскоре уезжает уже с другими зверями. Ему вслед летят слова Владимира Дурова о новом столетии и о новых надеждах.
Второе отделение получилось удивительно целостным и красивым, в нем, безусловно, удалось передать добрый дух согласия между
Человеком и Природой.
Сохраняя семейные дуровские традиции, Юрий Юрьевич Дуров активно модернизирует театр, ставит его
на современные рельсы.
И выражаясь образно, сегодня по «Дуровской железной дороге» мчится поезд со знакомыми
пассажирами, но с новым локомотивом и новым машинистом – художественным руководителем театра, народным артистом России,
академиком Юрием Юрьевичем Дуровым.
⠀
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.