Впервые этот аттракцион 70 лет назад показал на публике знаменитый советский дрессировщик Валентин Филатов, 100-летие которого отечественный цирк отметит в этом году. Сегодня в эксклюзиве для «Известий Удмурткой Республики» внук и дочь Валентина Ивановича рассказали о своих бурых питомцах…
- Баланс во взаимоотношениях с медведями приходит с опытом, - убеждён внук Валентина Филатова - Александр Филатов. - Никакой мимики на лицах у мишек нет,и бывает очень сложно понять, что у них в голове, в каком настроении они пребывают. Поэтому дрессировщику приходится годами вырабатывать внутреннее чувство, позволяющее предугадать поведение животного: бросится на тебя медведь в следующий момент или нет.
С детства я помогал родителям за кулисами, затем потихонечку начал ассистировать им,и это помогло мне прочувствовать поведение мишек и стараться избегать их бросков. «Ты что?!
Что ты хочешь?!» - бывает, скажешь ему на опережение и ощущаешь, что медведь понимает. Они умные животные, отличают представления и репетиции, но для новых людей, которые приходят к нам работать по уходу за животными, нередко устраивают проверку на прочность. Поначалу медведи ласкаются, и когда новичок думает, что стал для них «своим», то могут броситься или укусить его за ногу сзади, когда он отвернулся. Причём порой мишки действуют группой… И если у человека появился страх, то мишки считают, что сделали своё дело.
Если же новичку удаётся перебороть страх, то медведи могут принять его в нашу команду.
В Цирке Филатовых в манеже работают полтора десятка мишек, и их повадки разнятся.
- На кого-то чуть-чуть повысишь голос, и этого достаточно, чтобы он обиделся, - дрессировщик делится удивительными наблюдениями. - Есть у нас очень талантливая медведица, которая делает множество трюков, но если она вдруг затаила обиду, то, как истинная девушка, может два-три дня дуться, ничего не хочет делать или выполняет задание через оскал.
Поэтому нам приходится учитывать все особенности медвежьих характеров и находить индивидуальный подход к каждому, - улыбается Саша. - К примеру, есть у нас лакомка, который ест своё любимое печенье очень долго, и пока жует, то плохо крутит педали велосипеда. Зная об этой мелочи в работе на манеже, я даю ему уже не печенье, а сахар, чтобы во время номера этот мишка не создавал пробки или аварию.В работе с медведями очень важно делать всё пошагово и одинаково - в дрессуре они запоминают движения дрессировщика, привыкают реагировать на него и делают то, что мне нужно, зная, что за это получат вкусняшку. Причём разучивать новые трюки лучше с медвежатами. Они напоминают маленьких детей и очень быстро схватывают то, что ты требуешь.Научить взрослого медведя новому намного сложнее. Дрессура начинается с того, чтобы медвежата полюбили нас и полюбили приходить в манеж. Иначе они ничего не будут делать. Тем более медведи - хищники, заставить которых сделать что-то против его воли невозможно!
- В нашем цирке есть трюк, который выпустил на зрителя ещё мой дедушка, и до сих пор в мире его никто не повторяет, - продолжает Александр Филатов. - Мишка поднимает велосипед с пола, садится на него, отталкивается, начинает крутить педали и едет вперёд. Весь секрет заключает в том, что на подготовку этого трюка необходимо потратить пять-шесть лет! Каждый элемент в этом трюке ты разучиваешь с медведем по отдельности, и только потом собираешь воедино. Но выпустить трюк в репетиции - это полдела. Совершенно другое дело - выпускать номер на публику, когда в манеже яркий свет, звучат громкая музыка и аплодисменты. На первом же представлении можно легко сбить медведя столку, и тогда придётся начинать всю работу заново.
- Есть у нас мишка, выступающий в номере «Медвежий оркестр» и играющий на чашках. Он выходит в манеж, мой ассистент делает шаг назад, как будто оставляет музыканта одного.
Но здесь мишка разваливается и лёжа бьёт в свои чашки. Когда это произошло в первый раз, зрители пришли в полный восторг, весь зал дружно смеялся, и так мы решили поставить этот забавный номер…
В этот момент к Александру Филатову подлетела его дочка Мария.
- Папа-папа, ты кушать ещё не хочешь?! - заботливо спросила Машенька, которая вместе с полугодовалым братишкой незаметно вырастет в следующее поколение цирковой династии Филатовых.
Искреннего детского намёка хватило для того, чтобы отпустить Машиного папу обедать,и ваш корреспондент переключился на разговор с дочерью легендарного Валентина Филатова, знаменитой дрессировщицей и народной артисткой России Татьяной Филатовой.
- С осени по весну наши мишки иногда бывают вяловатыми, нона манеже они чётко выполняют все трюки. К тому же зимой они очень пушистые и красивые, как настоящие плюшевые!
Не то что летом, когда линяют. Как я в шутку говорю, летом от медведя остаются один нос и два уха.
- Верно говорят, что «не все медведи спят зимой», - к месту вспомнилось название фильма, в котором снимался Валентин Филатов, но эту киноленту не видели даже в его семье.
- У нас этого фильма действительно нет, - вздохнула Татьяна Валентиновна. - Зато есть повод поискать. Когда папа снимался в фильме «Мишель и Мишутка», то медведь удрал со съёмочной площадки в лес, и Валентину Ивановичу пришлось его искать. Нашёл быстро, потому что филатовский голос мишки узнавали сразу. Стоило ему в цирке только кашлянуть, как они тут же поворачивали головы в его сторону. Они точно знали: «Филатов в цирке!»
Однажды во время гастролей в немецком Штутгарте после репетиции медведь уехал из манежа на городскую улицу. Местный работник не закрыл ворота, и мишка укатил в город.
Филатов мгновенно среагировал на форс-мажор, и вскоре дрессировщик вместе с полицией аккуратно остановили четвероного мотоциклиста.После этого путешествия представители полицейского управления Штутгарта вручили медведю водительское удостоверение!
Автор: Александр Поскрёбышев
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.