АУК УР "Государственный Цирк Удмуртии"
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)

С 5 по 9 марта Ижевск станет цирковой столицей в 13-й раз


31 Января 2020

Удивительный и удивляющий.

Международный фестиваль циркового искусства в Ижевске – это фестиваль открытий. Новые имена, новые эмоции, новые цирковые жанры – это открытия зрителей. Новые горизонты в профессиональной деятельности, новые возможности – это открытия участников. И для многих из них открытием становится город. В творческой биографии десятков артистов именно Ижевск является отправной точкой к славе, трамплином к триумфу, воздушной трапецией, мчащей к куполу признания.

С 5 по 9 марта Ижевск станет цирковой столицей в 13-й раз. Десять стран-участниц, сотни артистов самых разных жанров, именитое международное жюри… Чем удивит фестиваль в этом году? На этот вопрос ответил председатель жюри XIII международного фестиваля циркового искусства в Ижевске Дмитрий Иванов.

Рекордсмены

- Дмитрий Евгеньевич, в чем отличие 13-го фестиваля от предыдущих?

- Я считаю, за время проведения фестивалей, нынешний будет самым масштабным, потому что планируется привезти невероятное количество групповых номеров. К нам приедут участники из России, Корейской Народной Демократической Республики и, даже, из Колумбии. Все эти номера уникальны, каждый из них можно внести в Книгу рекордов Гиннеса.

- Вот как! В каких жанрах работают эти артисты, и чем они нас удивят?

- Это акробатика. Артисты из КНДР покажут номер с качелями, турниками и подкидной доской. Видя выступления корейских артистов на разных фестивалях, всегда поражаюсь, какими быстрыми темпами они овладевают цирковым искусством. Особенно Северная Корея идет семимильными шагами в части развития цирка, этот вид искусства активно поддерживается государством. С одной стороны, в этом плане Корею можно сравнить с Китаем, хотя китайский цирк – это уже сложившая традиция, основанная на наличии фундаментальной школы

.

Северная Корея много экспериментирует, синтезируя цирковые жанры. Вот и в номере, который будет представлен в Ижевске, артисты объединяют качели, турники, подкидные доски, добиваясь такого слияния жанров, равного которому нет во всем мире. Это настоящий изумруд циркового искусства.

Что касается номера артистов из Колумбии, его выполняют династийные канатоходцы, действительные рекордсмены Книги рекордов Гиннеса. Руководит группой, а это 8 человек, Дуглас Герлинг. Номер действительно уникальный: в финале артисты выстраиваются в колонну, доходящую до купола цирка и начинают синхронно двигаться. Все это происходит на высоте 15 метров без страховки. Аналогов этому номеру нет. Дух захватывает, глядя на них!

Колумбийцы будут участвовать в программе В, но я уверен, что это претенденты на золотой приз, а значит зрители встретятся с ними и на гала-представлении.

- Как происходит отбор номеров для фестиваля?

- Право выбора остается за оргкомитетом фестиваля. Это такой внутренний цирковой комитет, на котором мы обсуждаем номера артистов, претендующих на участие. Ориентируемся, конечно, на публику. Чтобы людям было интересно.

Скандинавский цирк

- 10 стран-участниц фестиваля. Есть ли среди них те, что впервые будут представлены в Ижевске?

- За 12 лет география фестиваля, конечно значительно расширилась, увеличилось и количество участников. Пожалуй, сегодня уже нет таких стран, которые не присылали бы своих артистов на фестиваль. Есть те, которые это делают редко. В их числе, несомненно, Финляндия.

Хочу сказать, что скандинавские страны, будучи закрытыми и отстраненными долгое время, сейчас начали активно интегрироваться в мировое цирковое пространство. Это и Финляндия, и Исландия, и Швеция, и Норвегия. Думаю, что причина такого явления связана с появлением фундаментальной школы преподавателей определенных жанров. Это дуэтные подкидные доски, ремни, трапеции. Роль личности в истории еще никто не отменял…

- Цирк в каждой стране – особенный. Вам ближе цирк какой из стран?

- Цирк многогранен в своих жанрах. Каждый год мы даем нашим зрителям возможность в этом убедиться. В прошлом году был представлен номер из Эфиопии в жанре каучук. И зрители могли убедиться насколько в исполнении африканских артистов этот жанр смотрится иначе. Это другая пластика, это экзотика…

Я не могу выделить цирк какой-то отдельной страны. Мне ближе цирк, который интересен, который захватывает меня как зрителя.

Кризис жанров

- Сегодня, когда одни цирковые жанры переживают взлеты, другие практически исчезли с манежа. Я говорю об иллюзии. Почему перестали выступать иллюзионисты? Зрители же так любят фокусников?

- Жанр иллюзии переживает сейчас определенные сложности и проблемы. Они связаны с тем, что придумать иллюзионный трюк, которым можно поразить зрителя, это, прежде всего, сложное техническое и инженерное решение. Если акробатика связана с физикой тела, со спортивной подготовкой, выносливостью, то все, что связано с иллюзией – это инженерная мысль.

По этому поводу могу привести один пример. Выдающийся иллюзионист Игорь Кио, который был на вершине жанра в годы советского периода, однажды приехал на гастроли в какой-то цирк. После представления к нему подошел человек и говорит, что придумал новый трюк. Кио ответил, что готов его выслушать. Человек начал рассказывать: «Вы выходите в окружении кордебалета на арену, берете мужчину из зала, делаете взмах палочкой, и он исчезает». Кио соглашается, что трюк гениальный. «А теперь расскажите, как это делается?», - обращается он к автору фокуса. На это человек отвечает: «Вы же фокусник, вы и придумывайте!». Словом, чтобы фокус состоялся, нужна очень сильная инженерно-конструкторская группа. И, конечно, надо понимать, что это очень дорогостоящий жанр.

- Кризис жанра переживают только иллюзионисты?


- Нет. Сейчас аналогичную ситуацию переживает клоунский жанр. Но тут причина совсем другая. Клоуном надо родиться. Это совершенно особый талант, он либо есть, либо его нет. Мы все прекрасно помним непревзойденных клоунов, известных в советский период и ранее. Сейчас в мире тоже начинают появляться новые имена. Но должно пройти какое-то количество времени, прежде чем появятся люди, которые в очередной раз прославят этот жанр. Нужно достигнуть самого дна, чтобы оттолкнуться и воспарить. Мне приятно, что интересные артисты уже начинают заявлять о себе. Вы встретитесь с ними на фестивале в Ижевске.

- Цирк с животными тоже переживает не самые простые времена. Будут ли четвероногие артисты участвовать в фестивале?

- Будет представлен классический аттракцион с хищниками и джигитовка. Оба этих жанра очень характерны для российского цирка во все времена.

Жюри

- Всегда хотела спросить, как формируется детское жюри и будет ли оно в этом году?

- Детское жюри – это 7 человек. Традиционно в него входят дети из числа учеников школы при Государственном цирке Удмуртии, а часть ребят - это победители олимпиад и международных конкурсов, имеющих отношение к творчеству.

Оценка детского жюри очень важна. Когда мы собираемся основным составом жюри после просмотра конкурсных программ, мы первый вопрос задаем им, на них ориентируемся. Потому что, если устами ребенка говорит истина, то его глазами она смотрит на мир и становится наиболее кристальной.

- Раз мы заговорили о работе жюри, кто в этом году будет в его составе?

- Будут и те, кто приезжал в Ижевск неоднократно, и новые лица. И это правильно, так как традиции нужно продолжать. К нам приедут президент циркового фестиваля в городе Сен-Поль-ле-Дакс (Франция) Брюно Лалой, директор компании Грандезза Интертэйнмент (Германия) Марко Биасини, президент компании «Файяберд Продакшнз Циркус Интернэшнл Инк» (США) Петр Дубинский. Кроме того, должен подтвердить своё участие руководитель цирка в Париже – одного из немногих стационарных цирков Европы – Франческо Буглион. Интересно отметить, что этот цирк был построен еще при Наполеоне Бонапарте и там на протяжении нескольких веков работают представители династии Буглион. Сегодня этот цирк даже называют цирк Буглионов.

Ожидаем приезд Максима или Юрия Никулиных. Это внуки прославленного Юрия Владимировича Никулина. Пока окончательного ответа оргкомитет еще не получил.

- А зрительские аплодисменты при принятии решения жюри учитывает?

- Конечно! Эмоциональную волну невозможно не учитывать. Это как в любом виде искусства. Если есть отклик… Успех у зрителя нельзя спрогнозировать, как и невозможно управлять аплодисментами – где-то громче, где-то тише. Сейчас появилась традиция после хорошего номера аплодировать стоя. И это самый главный показатель, самая высшая оценка для артистов.

Вот это цирк!

- Сколько зрителей побывало на фестивале за 12 лет?

- Если учесть, что ежегодно фестиваль собирает около 25 тысяч зрителей, то умножив на 12, получаем около 300 тыс зрителей.

- Почему цирк такое массовое искусство? Почему представления всегда собирают так много зрителей?

- Почему люди любят цирк? Наверное, потому что это один из самых откровенных видов искусства. Кроме того, когда вы идете на балет или в оперу, вы должны предварительно хотя бы прочитать либретто. К посещению цирка готовиться не нужно. Если только эмоционально – чтобы воспринимать его открытой душой и открытым сердцем.

Международный фестиваль циркового искусства в Ижевске – это фестиваль открытий. Новые имена, новые эмоции, новые цирковые жанры – это открытия зрителей. Новые горизонты в профессиональной деятельности, новые возможности – это открытия участников. И для многих из них открытием становится город. В творческой биографии десятков артистов именно Ижевск является отправной точкой к славе, трамплином к триумфу, воздушной трапецией, мчащей к куполу признания.

С 5 по 9 марта Ижевск станет цирковой столицей в 13-й раз. Десять стран-участниц, сотни артистов самых разных жанров, именитое международное жюри… Чем удивит фестиваль в этом году? На этот вопрос ответил председатель жюри XIII международного фестиваля циркового искусства в Ижевске Дмитрий Иванов.

Рекордсмены

- Дмитрий Евгеньевич, в чем отличие 13-го фестиваля от предыдущих?

- Я считаю, за время проведения фестивалей, нынешний будет самым масштабным, потому что планируется привезти невероятное количество групповых номеров. К нам приедут участники из России, Корейской Народной Демократической Республики и, даже, из Колумбии. Все эти номера уникальны, каждый из них можно внести в Книгу рекордов Гиннеса.

- Вот как! В каких жанрах работают эти артисты, и чем они нас удивят?

- Это акробатика. Артисты из КНДР покажут номер с качелями, турниками и подкидной доской. Видя выступления корейских артистов на разных фестивалях, всегда поражаюсь, какими быстрыми темпами они овладевают цирковым искусством. Особенно Северная Корея идет семимильными шагами в части развития цирка, этот вид искусства активно поддерживается государством. С одной стороны, в этом плане Корею можно сравнить с Китаем, хотя китайский цирк – это уже сложившая традиция, основанная на наличии фундаментальной школы.

Северная Корея много экспериментирует, синтезируя цирковые жанры. Вот и в номере, который будет представлен в Ижевске, артисты объединяют качели, турники, подкидные доски, добиваясь такого слияния жанров, равного которому нет во всем мире. Это настоящий изумруд циркового искусства.

Что касается номера артистов из Колумбии, его выполняют династийные канатоходцы, действительные рекордсмены Книги рекордов Гиннеса. Руководит группой, а это 8 человек, Дуглас Герлинг. Номер действительно уникальный: в финале артисты выстраиваются в колонну, доходящую до купола цирка и начинают синхронно двигаться. Все это происходит на высоте 15 метров без страховки. Аналогов этому номеру нет. Дух захватывает, глядя на них!

Колумбийцы будут участвовать в программе В, но я уверен, что это претенденты на золотой приз, а значит зрители встретятся с ними и на гала-представлении.

- Как происходит отбор номеров для фестиваля?

- Право выбора остается за оргкомитетом фестиваля. Это такой внутренний цирковой комитет, на котором мы обсуждаем номера артистов, претендующих на участие. Ориентируемся, конечно, на публику. Чтобы людям было интересно.

Скандинавский цирк

- 10 стран-участниц фестиваля. Есть ли среди них те, что впервые будут представлены в Ижевске?

- За 12 лет география фестиваля, конечно значительно расширилась, увеличилось и количество участников. Пожалуй, сегодня уже нет таких стран, которые не присылали бы своих артистов на фестиваль. Есть те, которые это делают редко. В их числе, несомненно, Финляндия.

Хочу сказать, что скандинавские страны, будучи закрытыми и отстраненными долгое время, сейчас начали активно интегрироваться в мировое цирковое пространство. Это и Финляндия, и Исландия, и Швеция, и Норвегия. Думаю, что причина такого явления связана с появлением фундаментальной школы преподавателей определенных жанров. Это дуэтные подкидные доски, ремни, трапеции. Роль личности в истории еще никто не отменял…

- Цирк в каждой стране – особенный. Вам ближе цирк какой из стран?

- Цирк многогранен в своих жанрах. Каждый год мы даем нашим зрителям возможность в этом убедиться. В прошлом году был представлен номер из Эфиопии в жанре каучук. И зрители могли убедиться насколько в исполнении африканских артистов этот жанр смотрится иначе. Это другая пластика, это экзотика…

Я не могу выделить цирк какой-то отдельной страны. Мне ближе цирк, который интересен, который захватывает меня как зрителя.

Кризис жанров

- Сегодня, когда одни цирковые жанры переживают взлеты, другие практически исчезли с манежа. Я говорю об иллюзии. Почему перестали выступать иллюзионисты? Зрители же так любят фокусников?

- Жанр иллюзии переживает сейчас определенные сложности и проблемы. Они связаны с тем, что придумать иллюзионный трюк, которым можно поразить зрителя, это, прежде всего, сложное техническое и инженерное решение. Если акробатика связана с физикой тела, со спортивной подготовкой, выносливостью, то все, что связано с иллюзией – это инженерная мысль.

По этому поводу могу привести один пример. Выдающийся иллюзионист Игорь Кио, который был на вершине жанра в годы советского периода, однажды приехал на гастроли в какой-то цирк. После представления к нему подошел человек и говорит, что придумал новый трюк. Кио ответил, что готов его выслушать. Человек начал рассказывать: «Вы выходите в окружении кордебалета на арену, берете мужчину из зала, делаете взмах палочкой, и он исчезает». Кио соглашается, что трюк гениальный. «А теперь расскажите, как это делается?», - обращается он к автору фокуса. На это человек отвечает: «Вы же фокусник, вы и придумывайте!». Словом, чтобы фокус состоялся, нужна очень сильная инженерно-конструкторская группа. И, конечно, надо понимать, что это очень дорогостоящий жанр.

- Кризис жанра переживают только иллюзионисты?

- Нет. Сейчас аналогичную ситуацию переживает клоунский жанр. Но тут причина совсем другая. Клоуном надо родиться. Это совершенно особый талант, он либо есть, либо его нет. Мы все прекрасно помним непревзойденных клоунов, известных в советский период и ранее. Сейчас в мире тоже начинают появляться новые имена. Но должно пройти какое-то количество времени, прежде чем появятся люди, которые в очередной раз прославят этот жанр. Нужно достигнуть самого дна, чтобы оттолкнуться и воспарить. Мне приятно, что интересные артисты уже начинают заявлять о себе. Вы встретитесь с ними на фестивале в Ижевске.

- Цирк с животными тоже переживает не самые простые времена. Будут ли четвероногие артисты участвовать в фестивале?

- Будет представлен классический аттракцион с хищниками и джигитовка. Оба этих жанра очень характерны для российского цирка во все времена.

Жюри

- Всегда хотела спросить, как формируется детское жюри и будет ли оно в этом году?

- Детское жюри – это 7 человек. Традиционно в него входят дети из числа учеников школы при Государственном цирке Удмуртии, а часть ребят - это победители олимпиад и международных конкурсов, имеющих отношение к творчеству.

Оценка детского жюри очень важна. Когда мы собираемся основным составом жюри после просмотра конкурсных программ, мы первый вопрос задаем им, на них ориентируемся. Потому что, если устами ребенка говорит истина, то его глазами она смотрит на мир и становится наиболее кристальной.

- Раз мы заговорили о работе жюри, кто в этом году будет в его составе?

- Будут и те, кто приезжал в Ижевск неоднократно, и новые лица. И это правильно, так как традиции нужно продолжать. К нам приедут президент циркового фестиваля в городе Сен-Поль-ле-Дакс (Франция) Брюно Лалой, директор компании Грандезза Интертэйнмент (Германия) Марко Биасини, президент компании «Файяберд Продакшнз Циркус Интернэшнл Инк» (США) Петр Дубинский. Кроме того, должен подтвердить своё участие руководитель цирка в Париже – одного из немногих стационарных цирков Европы – Франческо Буглион. Интересно отметить, что этот цирк был построен еще при Наполеоне Бонапарте и там на протяжении нескольких веков работают представители династии Буглион. Сегодня этот цирк даже называют цирк Буглионов.

Ожидаем приезд Максима или Юрия Никулиных. Это внуки прославленного Юрия Владимировича Никулина. Пока окончательного ответа оргкомитет еще не получил.

- А зрительские аплодисменты при принятии решения жюри учитывает?

- Конечно! Эмоциональную волну невозможно не учитывать. Это как в любом виде искусства. Если есть отклик… Успех у зрителя нельзя спрогнозировать, как и невозможно управлять аплодисментами – где-то громче, где-то тише. Сейчас появилась традиция после хорошего номера аплодировать стоя. И это самый главный показатель, самая высшая оценка для артистов.

Вот это цирк!

- Сколько зрителей побывало на фестивале за 12 лет?

- Если учесть, что ежегодно фестиваль собирает около 25 тысяч зрителей, то умножив на 12, получаем около 300 тыс зрителей.

- Почему цирк такое массовое искусство? Почему представления всегда собирают так много зрителей?

- Почему люди любят цирк? Наверное, потому что это один из самых откровенных видов искусства. Кроме того, когда вы идете на балет или в оперу, вы должны предварительно хотя бы прочитать либретто. К посещению цирка готовиться не нужно. Если только эмоционально – чтобы воспринимать его открытой душой и открытым сердцем.



все события

Видеогалерея


Энциклопедия

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Коверные клоуны

Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Силовые кольца

Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.

Антипод

Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.

Свободная дрессировка

Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.

Ручной эквилибр

В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.

Иллюзия

Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Лонжа

(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).

Дьяболо

(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.

Клишник

(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

Штейн-трапе

Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.

Моноцикл

(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

Каучук

(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

Перш

(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.

Реприза

(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.

Трапеция

(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

Униформисты

(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.

Форганг

(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.


Наши партнеры
Как стать партнером
© 2014 АУК УР "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК УДМУРТИИ"
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)