Цирк под счастливым числом
Международный фестиваль циркового искусства состоится в Ижевске в 13-й раз.
С 5 по 9 марта в Ижевске пройдёт XIII Международный фестиваль циркового искусства. Это одно из ярчайших культурных событий Удмуртии и всего циркового мира. Признанные короли манежа и молодые артисты, которые претендуют на звание цирковых звёзд XXI века; грандиозные групповые номера с рекордными трюками и артисты-личности, в одиночку «держащие» зал; участники с пяти континентов – из Европы и Азии, из Африки, из Северной и Южной Америк, - таким будет очередной цирковой фестиваль в столице Удмуртии.
Достояние республики
Не случайно уже с начала зимы в кассы Государственного цирка Удмуртии приходят поклонники цирка с вопросом, когда начнутся продажи билетов на фестиваль. А едва продажи стартуют, ижевчане мгновенно раскупают лучшие места. Сейчас, за полтора месяца до начала фестиваля, уже смело можно говорить – на всех десяти фестивальных шоу (по обыкновению артисты по два раза покажут конкурсные программы А и В и четыре раза выйдут на гала-представления) будет аншлаг.
Бессменный председатель жюри Международного фестиваля циркового искусства в Ижевске Дмитрий Иванов объясняет, как фестивалю удалось стать настолько значимым и долгожданным событием:
- В Ижевске есть мощные цирковые традиции и одно из лучших в России здание цирка, а при поддержке Правительства Удмуртской Республики нам удаётся держать заданную 13 лет назад высокую планку. Фестиваль привлекает в Удмуртии внимание международного циркового сообщества, утверждает его как одну из культурных столиц России. А для нас важно, что фестиваль воспитывает на лучших образцах мирового цирка уже не первое поколение зрителей. Но мне также нравится, что на фестивальных представлениях много молодыхлюдей: для них цирк стал таким же современным, высококлассным искусством, как театр или хороший концерт. В Удмуртии уже больше 60 лет существует традиция фестиваля им. Чайковского, и вот уже мы можем говорить о традиции цирковых фестивалей. Они крайне важны для формирования культурной среды.
Высокое искусство
За 12 лет существования ижевского циркового фестиваля его участниками стали едва ли не все легенды мирового цирка. Но недаром число 13 – счастливое для цирка (именно 13 метров – диаметр манежа всех цирков в мире): очередной ижевский фестиваль берётся подтвердить, что мир цирка более разнообразен, чем мы могли представить, и его сокровища неисчерпаемы.
Дмитрий Иванов представляет номера, которые на этапе формирования конкурсной программы произвели на него сильнейшее впечатление:
- На предстоящем фестивале будет рекордное количество групповых номеров. Столько коллективов, демонстрирующих высочайший уровень партнёрского взаимодействия, не было у нас за всю история фестиваля. Каждый из них – настоящий шедевр.
Из Цирка Никулина на Цветном бульваре приедут акробаты на дорожке с мини-трампом под руководством Владимира Ефимова. Они представят номер «Свадьба», поставленный легендарным человеком в мире цирка, режиссёром Александром Гримайло. Каждая его работа – знак качества.
Свидетельством тому – высшие награды циркового фестиваля в Монте-Карло и других престижных цирковых фестивалей. «Свадьба», как и многие работы Гримайло, настоящий спектакль, с выразительными характерами персонажей, с интересным взаимодействием между ними, с захватывающими ситуациями – настоящая драматургия, выраженная языком виртуозных трюков.
В конкурсной программе фестиваля будет представлен ещё один номер, созданный Александром Гримайло. Это номер в исполнении акробатов на подкидных досках под руководством Дмитрия Соколова. Жанр «акробатика на подкидных досках» появился в советском цирке, это наше достояние. Гримайло взял для номера музыку Моцарта. Артисты выходят на манеж в кринолинах, в париках, двигаются с изысканной пластикой галантных кавалеров и дам. Главным персонажем этого акробатического спектакля стал сам Моцарт, который дирижирует оркестром. Артисты взлетают в воздух, как будто подброшенные вверх этой лёгкой, ажурной музыкой. У зрителя создаётся впечатление, что дивная мелодия на их глазах сотворяет настоящее чудо с людьми. Это уже не просто прыжки, это вдохновение и взлёт!
Ещё выше поднимаются канатоходцы «Герлингс», лауреаты фестиваля в Монте-Карло. Эти 10 артистов из Колумбии работают на канате, натянутом манежем на высоте 15-16 метров (это значительно больше, чем у других канатоходцев). Без страховки они выполняют трюки, которые кажутся немыслимыми, невыполнимыми.
В финале номера они показывают ошеломляющий трюк: выстраиваются в колонну из шести человек, и нижний не идёт по натянутому над «пропастью» канату, а едет на велосипеде! Этот трюк внесён в Книгу рекордов Гиннеса, его не могут повторить другие артисты. Увидеть этот трюк живьём можно только в исполнении этой уникальной команды, и у зрителей ижевского фестиваля эта возможность будет.
Эти номера – наивысшие достижения цирка 21 века. Они базируются на классических жанрах, но развивают их, соединяют с театральной эстетикой, поднимают исполнительское мастерство на недосягаемую высоту.
Редкие драгоценности
- Моцартом в цирке вы, честно говоря, заинтриговали.
- Тогда я разовью интригу. Большой Московский цирк на проспекте Вернадского участвует в фестивале с несколькими номерами. Один из них, в исполнении акробатической четвёрки под руководством Родиона Прилепина под песню Yesterday группы TheBeatles в современной аранжировке, запомнился мне особенно. У артистов получилось обратиться к зрителю и языком тела, и музыкальностью, несколько лет назад они получили за этот номер призовое место в Монте-Карло. Это современный цирк, сделанный с большим вкусом. Мне очень хотелось показать его ижевскому зрителю, и я рад, что фестиваль даст им эту возможность.
- Ждать ли нам жанров, которых мы до сих пор не видели, или видели очень редко?
- Конечно, будут невероятные сюрпризы. На предстоящем фестивале зрители увидят редчайший в цирке жанр гаучо. Шестеро артистов на бешеной скорости, страстно и азартно, с безупречной техникой отплясывают танец «аргентинских пастухов»-гаучо, в котором лихой степ соединяется с изысканными пируэтами и фигурами латиноамериканских танцев. При этом танцоры выписывают вокруг себя спирали и петли с помощью бола – длинных ремней с металлическими шарами на концах. Пастухи-гаучо использовали бола как оружие, цирковые артисты гаучо превращают этот опасный предмет в реквизит для стремительного, полного адреналина искусства.
На фестиваль приедет представитель редкого жанра - вентролог (в русской традиции – чревовещатель), выступающий с говорящей собакой. Это чудесное животное с обаятельной физиономией очаровывает любую публику. Для выступления в Ижевске французский артист Марк Метрал учит фразы на русском языке.
Традиция и новаторство
- В обеих конкурсных программах снова будут соревноваться клоуны?
- Непременно. К сожалению, клоунада сегодня переживает кризис. Клоунов высшего пилотажа во всём мире сегодня можно пересчитать по пальцам. Но для ижевского фестиваля мы нашли артистов, которые докажут – жанр не умер. Россиянин Анатолий Акула наверняка станет открытием фестиваля – это молодой артист-универсал (клоун, канатоходец, жонглёр, эквилибрист, танцор), не подстраивающийся под мировые тренды, ищущий собственный уникальный путь в клоунаде. А вот клоунский дуэт «Джемелли» (Сергей Гульченко и Юрий Филатов) работает в классической манере, но делает это так свежо и обаятельно, что кажется – именно эти ребята её и придумали.
Очень близок к клоунаде номер в жанре «комический трамплин» под управлением Владимира Георгиевского. Это буффонадная акробатика, комическая, с острохарактерными персонажами. Клоун-эксцентрик Георгиевский создал образ озорного профессора, для которого каждый прыжок на трамплине – как очередной эксперимент над границами человеческих возможностей.
- Несколько лет подряд на Ижевский фестиваль приезжают артисты из Китая и Кореи. В этом году мы снова увидим азиатский цирк?
- Да, проигнорировать азиатское направление развития циркового искусства в 21 веке немыслимо. Там артисты – акробаты, жонглёры, воздушные гимнасты – добиваются ошеломительной сложности трюков и синхронности их группового исполнения. Это каждый раз новая планка для акробатических жанров. Цирк, которым сегодня гордится сам Китай, мы увидим на фестивале в Ижевске – это будет аттракцион «Водные метеоры». А Корея представит акробатов на качелях с турником и подкидной доской.
- Цирк с животными в этом году будет?
- Номеров не много, зато каждый – на вес золота! У нас будет классика медвежьей дрессуры. И впервые на фестивале выступят джигиты Муратовы. Ижевский фестиваль известен тем, что открывает профессиональному цирковому сообществу и широкой публике новые имена. Это одна из его миссий, и чрезвычайно успешная: многие молодые артисты после выступления на фестивале в Ижевске получали приглашения на работу от знаменитых цирковых продюсеров и директоров великих цирков. Муратовы наверняка станут таким открытием.
В ожидании фестиваля
- «Жюрить» фестиваль будет привычная международная команда, в которую входят успешные цирковые продюсеры, директора цирков и организаторы цирковых фестивалей из Европы и Азии?
- В жюри будут и знакомые лица, и новички – более молодые, но уже очень значимые фигуры в мире цирка. Традиционно будет работать детское жюри – их мнение искренно и эмоционально. Не могу пока раскрыть все сюрпризы, но могу сказать, что мы ожидаем знаковых гостей, появление которых придаст ижевскому фестивалю особый статус (кажется, это довольно прозрачный намёк на возможность повторного визита принцессы Монако – прим.ред.).
Уверен – в марте нас ждёт настоящий праздник цирка.
Алиса ЧУДОВА.
https://udmpravda.ru/wp-content/uploads/2020/01/up...
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.