Цирк приглашает в «Космический круиз»
Молодые азартные артисты, эффектные трюки, уникальные номера на стыке театра, эстрадного шоу и классического цирка – в новой программе на ижевском манеже.
ПАРАД-АЛЛЕ
Редко бывает, когда на одном курсе творческого вуза собирается так много одарённых ребят с яркими индивидуальностями,
что они выглядят как полноценная труппа. Два года назад в Государственном училище циркового и эстрадного искусства в Москве
экзамены сдавал именно такой курс – талантливые, увлечённые, артистичные, влюблённые в цирк, владеющие десятком жанров
юноши и девушки. Они производили такое сильное впечатление, что в компании «Росгосцирк» впервые за много лет решили
создать программу с участием бывших однокурсников. Наконец эти удивительные артисты доехали до Ижевска.
Команда единомышленников Воспитанные с огромным уважением к классическому российскому цирку, молодые артисты, тем не менее, прекрасно чувствуют пульс нашего времени, в котором жанры и стили смело смешиваются для достижения максимального эффекта. Так что, работая в традиционных цирковых жанрах, они создали сложный спектакль, объединивший театр, эстраду, карнавал и привычный цирк. Режиссёрами спектакля «Космический круиз» (0+) выступили Ирина и Андрей Соколовские – профессионалы в мире не только цирка, но и эстрады (Ирина Соколовская в прошлом – артистка цирка, а Андрей Соколовский когда-то был известен как участник группы «Икс-миссия», а сейчас создаёт эстрадные шоу). Для выпускников эстрадно-циркового училища, в профессиональных навыках которых эти виды сценического искусства изначально идут бок о бок, лучших наставников было сложно вообразить. Соколовские наблюдали за молодыми артистами на их выпускных спектаклях в училище, присматривались к их характерам, и в итоге распределили роли так, что для юных цирковых артистов они оказались совершенно органичными. Невероятные костюмы – сложные, фантазийные поражающие воображение – создала модельер Сабина Горелик. В мире моды она известна как автор коллекций, вдохновлённых массовой культурой (например, образом Фредди Меркьюри или фильмами о семейке Аддамс), склонностью к театральности, карнавальности.
Неслучайно именно её Максим Никулин пригласил для создания костюмов к нескольким шоу в цирке на Цветном бульваре.
Так Сабина оказалась в мире цирка и взялась за костюмы для «Космического круиза». Она сначала создала эскизы невероятных
нарядов, а потом костюмы слегка дорабатывали с учётом специфики каждого номера и индивидуальности каждого артиста.
Оригинальную
музыку для спектакля написал композитор Артур Бутаев, живущий в Германии. В итоге получилась увлекательная история о пассажирах
космического корабля (ими становятся все зрители программы), путешествующие по бескрайнему космосу и попадающие на разные
планеты. Каждый номер в шоу – знакомство с новой планетой и её обитателями. Ежедневное совершенствование За два года
непрерывных гастролей артисты «Космического круиза» не только вдоль и поперёк избороздили галактику, но и проехали
значительную часть России, включая Дальний Восток и Сибирь. Эта работа стала лучшей школой мастерства: трюки, репризы, подачу
номеров молодые артисты тестировали на публике. Отказывались от элементов, которые «не стреляют», акцентировали
внимание на том, что зрителям пришлось по вкусу. В итоге от премьерного представления в нынешней программе – отточенной,
динамичной, стильной – осталось процентов 20. Всё остальное сочинили заново. Да и сами артисты набрали уверенности в
себе, лихости и мастерства – трюки теперь получаются с лёгкостью и блеском. Но и это не предел.
Ведущий шоу и артист иллюзионного жанра Дмитрий Дубов рассказывает: – В программе есть номер с участием жонглёров: девушки Солнца и юноши-Юпитера. Ещё недавно артист жонглировал восемью кольцами и вот недавно начал справляться с девятью. Так что в Ижевске мы уже объявляем впечатляющий трюк «Девять колец Юпитера». А скоро наверняка колец станет десять: каждый из нас растёт как профессионал, усложняет свои номера. Ради этого репетируем с утра до вечера, и это не образное выражение, а констатация факта. Вдохновлённые цирком В персонаже Дмитрия Дубова угадывается и космический шоумен Руби Род из фильма «Пятый элемент», и кэрролловский Безумный Шляпник. Он подтверждает: – Когда мы узнали, что шоу будет посвящено космическому путешествию, начали смотреть художественные и документальные фильмы о космосе, чтобы напитаться этой атмосферой, найти источники вдохновения. В эстетике шоу есть ретро-ноты, отсылающие к эпохе расцвета космической фантастики, а кроме того, к эпохе великого советского цирка. – Мой костюм напоминает футуристический стиль какой-нибудь космической комедии, но и классический цирк тоже. Блестящий фрак моего героя дополнен галстуком бабочкой! Это наш поклон не только всем героям фантастики, но и цирковым шпрехшталмейстерам, ведущим цирковых программ в старом цирке. Артисты «Космического круиза» подтверждают, что цирк – искусство XXI века. Большинство из них не принадлежат к цирковым династиям, их выбор профессии – взрослое сознательное решение. Дмитрий Дубов рассказывает: – Я из Кузбасса. Все мужчины в моей семье (отец, дед, прадед) – шахтёры. Когда я оканчивал школу и раздумывал о выборе будущей профессии, отец сказал мне: «Сын, только не в шахту». Наверное, он не предполагал, что я выберу дело, настолько далёкое от шахтёрского труда. А выбор был сделан после телевизионной программы о «разоблачении магии»: я понял, что самые простые трюки, зная их механизм, я смогу повторить. Сделал это и увидел, какие стали глаза у взрослых людей, увидевших перед собой маленькое чудо: восторженные, счастливые. Я понял, что хочу заниматься этим, быть причиной восторга, удивления и радости у людей. Впервые на ижевском манеже кроме молодёжи в «Космическом круизе» работают легенды цирка.
Виктор Евтехов уже в пятый раз представляет у нас номер «Свобода лошадей», а клоун-дрессировщик Виктор Сильченко впервые привёз в Ижевск единственный в мире номер с участием бобров, нутрии, ондатры и уток-крякв. Прежде чем решиться на работу с бобрами, Сильченко познакомился с профессионалами, которые изучали поведение бобров и их образ жизни, прочитал сотни научных работ, посвящённых бобрам, сам стал специалистом по этим видам животных. Он говорит: – Сейчас уже многие доктора наук, изучающие бобров, консультируются у нас: одно дело наблюдать за жизнью бобров в бинокль, как делают это многие зоологи, и другое дело – непосредственно взаимодействовать с этими животными ежедневно.
О своих воспитанниках Виктор Сильченко рассказывает: – Животные у нас живут семейными парами
(и в номере уже работают молодые бобры, родившиеся у нас). В Государственном цирке Удмуртии для них очень комфортные условия,
помещения для животных здесь просторные (гораздо больше, чем во многих других цирках), позволяющие поставить большие клетки
и бассейн для наших водоплавающих грызунов. Так что наши подопечные устроились здесь с комфортом. А для меня важно, что тут
есть круглосуточное освещение. Бобры – ночные животные. Так что даже ночью я каждые два-три часа спускаюсь к ним из
гостиницы, чтобы посмотреть, чем они заняты, как себя чувствуют. Рацион у цирковых бобров намного богаче, чем у диких –
тут и морковь, и свекла, и картошка с капустой, и яблоки. На манеже в качестве поощрения они получают печенье, которое очень
любят. Неудивительно, что в цирке они доживают до 35 лет – немыслимый для диких животных возраст. Пожилые и больные
животные живут у Сильченко «на пенсии» и до естественного конца жизни получают соответствующий уход. При этом Сильченко
лучше кого бы то ни было знает, что «милые, пушистые бобры» на самом деле суровые, опасные животные: они и между
собой дерутся порой до смерти, и зазевавшегося дрессировщика не пощадят. На лице Виктора Сильченко – шрам от давнего
«бобриного поцелуя»: когда-то они с женой выкармливали двухнедельного бобрёнка из соски, и артист не успел увернуться,
когда тот прихватил его резцами за подбородок. Сильченко выкормили из соски семерых бобриных младенцев, попавших к ним в недельном
возрасте, и недельную же ондатру. Таких малышей в природе часто смывает течением, и обычно они погибают в первые сутки –
от переохлаждения или от зубов хищников – диких собак, крупных птиц, плотоядных рыб. Сейчас все эти грызуны работают
в номере: карабкаются по лестнице, возят тележку, скатываются с горки, взлетают на платформе под купол цирка, переползают
через барьеры. А ондатра (выросший выкормленный малыш) именно в Ижевске вышла на манеж впервые.
Алиса ЧУДОВА
ЮБИЛЕЙ
Премьера новой программы стала двухтысячным представлением на манеже Государственного цирка Удмуртии. Заместитель директора
Государственного цирка Удмуртии по основной деятельности Оксана МАЙШЕВА говорит:
– 2000 представлений – это
значит, 2000 раз наш цирк слышал аплодисменты зрителей, которые приходили на очередные программы и на представления Международного
фестиваля циркового искусства. Мы показывали ижевской публике цирк на воде и цирк на льду, на нашем манеже работали полярные
белые медведи и субтропические экзотические животные. В представлениях, которые в сумме составили это внушительное число,
принимали участие артисты первой величины, цирковые легенды, известные во всём мире – Запашные, Багдасаровы, Корниловы,
Дуровы, Филатовы, Майхровские и многие другие. Но наши зрители видели не только прославленных звёзд российского, европейского
и азиатского цирка, карьеры которых насчитывают десятилетия, но и молодых одарённых артистов, а также юных воспитанников детской
цирковой студии нашего цирка. Они получили представление о всём разнообразии современного циркового искусства! Нет ни одного
циркового жанра, который не был бы представлен на наших представлениях. При этом ижевские зрители видели десятки уникальных
программ и трюков, занесённых в книги рекордов. Когда новый цирк дал свои первые представления в 2003 году, он был самым технически
оснащённым цирком в стране. С тех пор Государственный цирк Удмуртии держит планку: световое и звуковое оборудование обновляется,
лазеры наращивают мощь.
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.