В программу «Созвездие
львов» (0+), которая идёт сейчас на манеже Государственного цирка Удмуртии, вписаны несколько уникальных номеров, подобных
которым нет ни в российском цирке, ни в мировом. Опираясь на классический европейский цирк, они представляют искусство будущего.
Номера с изюминкой Программа «Созвездие львов» – это дивертисмент номеров ярких и стильных. «Изюминка»
воздушных гимнастов Веры Рыженцовой и Игоря Вороненко – кинематографичность образов, артистичность исполнения и неожиданное
использование реквизита. Пижонская трость в руках гимнаста превращается в перекладину трапеции, когда он накидывает на неё
тянущиеся к куполу ремни. На этой трости он и взмывает в воздух, подхватывая буквально на лету свою партнёршу. Жонглёр Родион
Шиян выезжает на манеж на гироскутере. Булавы мелькают в его руках, выстраивая в воздухе светящиеся параболы, пока он несётся
по кругу. Номеру этот элемент придаёт энергию и динамику, а знатоки цирка понимают: артист намного усложнил себе задачу, потому
что в уравнение траектории движения булав добавилось ежесекундно меняющееся положение самого жонглёра на манеже. В воздушном
полёте «Миллениум» под руководством Владимира Довейко акробатика соединена с элементами гимнастики. Расстояние,
которое преодолевают артисты в прыжке с одних качелей на другие, превышает 7 метров, а сами прыжки поражают сложностью. Участник
коллектива Максим Казанцев безошибочно прыгает тройное переднее сальто-мортале, как будто приостанавливаясь на верхней точке
дуги и вращаясь там живым волчком. А Сергей Медведев совершает головокружительный прыжок из-под купола цирка с высоты 20 метров,
и зал дружно ахает, когда он срывается вниз головой в свободном падении. Амазонки XXI века Номер «Таинственные амазонки»
под руководством заслуженной артистки России Валентины Кульковой называют достоянием цирка. Сегодня это единственный в мире
номер, объединяющий два жанра конного цирка – па де труа и джигитовку (или вольтиж), и единственный же, где работают
только женщины. Джигитовка традиционно считается мужским жанром, но Валентина Кулькова 50 лет назад села на спину цирковой
лошади и с тех пор доказывает всему миру, что женщины могут исполнять самые сложные трюки ничуть не хуже мужчин. Она рассказывает:
– В 1959 году в Казани создавался цирковой коллектив. Я пошла на прослушивание за компанию с подружкой, и, как
это нередко бывает, её не взяли, а меня пригласили работать в номер с джигитовкой. У меня за плечами был опыт спортивной гимнастики
(я была кандидатом в мастера спорта), и все эти кувырки на спине лошади не представляли для меня труда. Уже много лет я руковожу
собственным номером, но, как и полвека назад, использую не сёдла, а чепраки – работать на них сложнее, но мне и моим
артисткам не нужны скидки на то, что мы «девочки». Стремительные, полные куража и драйва девушки вылетают на манеж
на поджарых красавцах-жеребцах. Кони несутся по кругу во весь опор, почти ложась на манеж, как мотоциклы на поворотах (именно
для того, чтобы лошади могли бежать так быстро, между манежем и бортом в каждом профессиональном цирке построен откос «писта»,
а сам манеж имеет в диаметре 13 метров – получается самый удобный для скачущей лошади круг). Девушки выполняют на спинах
несущихся жеребцов все мыслимые трюки, проскальзывают под конским брюхом, подбирают брошенные на манеж предметы, свесившись
с конских спин вниз головой. На вопрос, не страшно ли работать на такой бешеной скорости, Валентина Кулькова смеётся: «Чем
выше скорость, тем легче выполнять трюк». Образы античных амазонок, готовых принять любой вызов, стали ответом на социальные
изменения. Валентина Кулькова объясняет: «Мы постоянно обновляем номер стилистически, чтобы идти в ногу со временем.
Раньше использовали образы элегантных европейских дам в костюмчиках и в шляпках, выезжающих на конную прогулку и вдруг решивших
проявить все свои настоящие умения. Сейчас женщины не боятся своей силы, не боятся быть лидерами, и мы откликнулись на эту
особенность времени. В образе амазонок отважная, откровенная красота и сила, ловкость, бесстрашие заложены в равной мере.
Амазонки по своей природе женщины-победительницы. И считается, что античные амазонки были лихими наездницами». В уникальном
номере работают девушки из разных регионов России. Валентина Кулькова сама отбирает их в номер и сама тренирует: «Во-первых,
девушка должна любить лошадей и не бояться их мощи и массы. Во-вторых, она должна быть труженицей, которая не пасует перед
первыми неудачами. Когда девушки начинают тренировки, их руки и ноги бывают покрыты синяками. Конечно, потом они осваивают
правильную технику выполнения трюков, и травм уже почти не бывает. Это мужской жанр, физически трудный. В мировом цирке больше
нет номеров, где джигитовку выполняли бы девушки. Изредка встречаются номера в стиле «ассорти», когда мужчины-наездники
и девушки работают вместе. Тогда мужчины берут на себя все самые сложные трюки, а женщины красиво выезжают верхом и делают
пару-тройку более лёгких трюков. Наши девочки выполняют все трюки, присущие жанру». Так же уникален, как и вольтиж в
исполнении юных девушек, жанр па де труа: три крупных тяжёлых лошади неспешно рысят вокруг манежа, а на их широких спинах
три артистки выполняют сложные гимнастические пирамиды. Когда то, ещё в XIX веке, этот жанр был классикой европейского цирка,
а сейчас почти исчез, поскольку поддерживать отрепетированный номер очень сложно: «Здесь чрезвычайно важна «сработанность»
артисток и лошадей. Если хотя бы одна артистка покидает номер, он уходит с манежа до тех пор, пока её замена не набирает необходимое
мастерство». Воспитание по-эльфийски Всё второе отделение программы занято спектаклем «Сады Ривенделла» с участием
двух артистов, Ольги Борисовой и Алексея Макаренко, и шести львов. Стройные, изящные артисты в самом деле выглядят как эльфы
из киноэпоса Питера Джексона: безупречно стилизованные украшения, серебристые наряды, длинные светлые волосы, плавные жесты,
мелодичные голоса. Но главное – воплощается созданный Толкином принцип взаимодействия эльфов с окружающим миром: животных
они не дрессируют, а общаются с ними, договариваются. В обнажённых, без перчаток, руках артистов почти никогда нет даже стека.
Алексей Макаренко говорит: – Премьера этого номера состоялась незадолго до гастролей в Ижевск, в сентябре прошлого года.
Режиссёр Большого Московского цирка, народная артистка Удмуртии, заслуженная артистка России Елена Петрикова придумала эти
образы и сюжет спектакля, исходя из нашего стиля работы с животными. Мы на самом деле не дрессировщики. Мы используем тонкости
зоопсихологии, деликатное воспитание. Самым правильным названием нашей профессии будет «воспитатели животных». В
мире и так слишком много агрессии, а дети (да и взрослые зрители) должны видеть любовь и ласку во взаимодействии животных
и людей. Удивительно, что идея использовать эльфийские образы не появилась у артистов много лет назад. Достаточно взглянуть
на Ольгу Борисову, укрытую пышными русыми волосами длиной более полутора метров как плащом, и память подсказывает имена чудесных
дев из миров фэнтези. Артистка смеётся: «К моим распущенным волосам львы привыкали два месяца. Сначала я делала короткий
«конский хвост» на затылке, затем – чуть длиннее, пока наконец не освободила волосы на всю длину». Одним
из волнующих моментов спектакля оказывается подъём артистки и льва на небольшой платформе в воздух: женщина и зверь парят
на высоте трёх метров, лев благосклонно осматривает зал под ним и подставляет голову под руку Ольги – как большой пёс,
ищущий ласки. Алексей Макаренко объясняет: «Трюк выглядит органичным, но на самом деле не каждый лев способен подняться
в воздух. Этому хищнику важно чувствовать твёрдую опору под ногами, качающаяся платформа его нервирует. Сначала мы поднимали
платформу на 15 сантиметров над землёй, и только когда животное привыкло, начали постепенно увеличивать высоту». Но есть
в номере трюки, потребовавшие ещё больше терпения и времени. Например, эпизод, когда артистка садится на шпагат на спинах
расходящихся друг от друга львов, репетировали два с половиной года. С этими животными Ольга и Александр работают семь лет,
и за это время могли бы написать собственную историю приключений. Ольга Борисова вспоминает: – До шестимесячного возраста
львята жили с нами – в квартире, в гостиничных номерах. Спали в одной кровати с нашей дочерью, которой тогда было меньше
двух лет: это был классический сюжет «ребята и зверята». Нам не раз приходилось оплачивать ремонт в гостинице, потому
что портить мебель львята умеют не хуже больших собак. Иногда нам предлагали номер в гостинице, я заходила туда, и понимала,
что такой дорогой ремонт нам не потянуть. Тогда я сооружала из досок топчан за кулисами цирка и жила с львятами там, а муж
с дочерью оставались в гостинице. Алексей Макаренко продолжает: «Один из львят попал к нам в возрасте 10 дней. В зоопарке
львица отказалась кормить детёныша, потому что у него было генетическое отклонение – он родился без верхних век. В природе
такие львята погибают. Сотрудники зоопарка предложили нам забрать малыша, и мы выкормили его из соски. Потом сделали ему несколько
пластических операций, в ходе которых ему создали веки. У него всё ещё есть некоторые проблемы со зрением, но будем их преодолевать.
Мы не идеализируем наших львов, не думаем, что от нашей ласки они превратились в собачек. Они – хищники. Каждый раз,
кладя голову в львиную пасть, мы рискуем, и мы знаем об этом. Но мы цирковые артисты, и наша миссия – показать, что
люди и животные могут быть вместе. И это не сказка».
Алиса ЧУДОВА
http://udmpravda.ru/original/Issue/841/original/UP12_..
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.