В этой двухчасовой программе есть, кажется, всё, чтобы очаровать самого придирчивого зрителя. Дрессированные белоснежные сгустки энергии - обаятельные и артистичные собаки-самоеды дрессировщиков Андрея и Елены Гончаруков. Ловкая обезьяна-лапундер, скачущая галопом на спине красавца-пони с развевающейся от быстрого бега густой гривой. Величественные верблюды и попугаи ара с их многоцветным оперением, нильские и кубинские крокодилы и дикобразы и, конечно, артисты с номерами, наполненными единственными в своём роде трюками.
Цирк от кутюр
В программе «Легендарный цирк Юрия Никулина» участвуют артисты родом из разных уголков страны и стран СНГ, однако работают они как слаженный механизм. Этому способствует и единый стиль программы. Для каждого номера в собственном швейном цехе коллектива создаются костюмы, которые, с одной стороны, подчёркивают индивидуальность артистов, а с другой, поддерживают общую стилистику шоу. Внимательный зритель увидит, что костюмы артистов в разных номерах как будто «рифмуются» (не раз и не два за время программы мы увидим ассиметричные фалды пиджаков, камзолов и блуз и сверкающие, переливающиеся в свете софитов сотнями крохотных кристаллов головные уборы и аксессуары), - так работают над своими коллекциями и известные кутюрье, объединяя серию нарядов сквозной темой. Так же творит и художник по костюмам программы, обладающий хорошим вкусом и современным видением.
Спецэффекты, которые можно потрогать
Сценография программы создана при помощи единственного в своём роде лазерного шоу. Несмотря на то, что Государственный цирк Удмуртии известен своим техническим оснащением, для поражающих воображение спецэффектов программы этого недостаточно: команда, возглавляемая Викторией Терещенко, привезла собственную световую и звуковую аппаратуру, соответствующую самым современным мировым стандартам. Руководитель программы не боится преувеличения, говоря, что в программе сегодня задействованы лучшие лазеры во всей системе «Росгосцирка». Золотые, синие, алые, зелёные лучи пронзают пространство зрительного зала, рассыпаются искрами из-под купола. Пульсирующие сполохи света трансформируются в плотные, отливающие муаровым блеском волны, они скрещиваются, накатывают одна на другую, сливаются и вновь распадаются. Дети в зале завороженно следят за движением световых картин, пытаются ухватить яркие пучки света в кулачки и замирают, поражённые, когда изумрудные и рубиновые лучи проходят через их ладони насквозь. От столкновения с этим волшебством малыши буквально открывают рот – ни один сказочный блокбастер в кинотеатре не даёт такого эффекта, не позволяет очутиться в самом эпицентре чуда.
Руководитель программы, директор коллектива, балетмейстер-постановщик и инспектор манежа Виктория Терещенко говорит: «Для нас важно создать атмосферу праздника, вызвать ощущение восторга и радости».
На манеже – женщины!
Одна из особенностей программы «Легендарный цирк Юрия Никулина» - большое количество номеров, где главные роли отведены женщинам. Под куполом цирка работают в сольных номерах воздушная гимнастка в кольце и воздушная гимнастка на трапеции, хрупкая девушка выступает с гигантскими змеями и крокодилами, каждый из которых намного превышает её размерами. Джигитовку на верблюдах выполняют бесстрашные и ловкие артистки. И даже в редком для цирка номере «Шар смерти» работают девушки-мотокаскадёры. Завершает программу грандиозный номер групповой воздушной акробатики «Сказочные феи», в котором десять девушек поднимаются под купол. Виктория Терещенко подтверждает:
– Формируя эту программу, мы хотели показать, что в цирке женщины могут не меньше, чем мужчины, что им покоряются все жанры. Считается, что мужчины в цирке могут всё. Мы решили продемонстрировать, что и девушки не отстают от них. Все артистки в нашей программе совсем юные, но при этом они выполняют свои номера на очень высоком уровне, а многие работают в нескольких жанрах. Например, девушки выполняют и джигитовку на верблюдах, и воздушную акробатику – номера совсем разные, требующие огромного диапазона навыков. Артистка, которая поднимается под купол в сольном номере на трапеции, уже через полчаса выходит на манеж в составе акробатической воздушной группы: это значит, что она не просто очень техничный исполнитель, владеющий большим набором трюков, но и яркая индивидуальность.
Легенда в восточном стиле
Номер «Легенды Чингизхана» под руководством известнейшего артиста, представителя прославленной цирковой династии, заслуженного артиста Узбекистана Алишера Ташкенбаева уже много лет остаётся и цирковой легендой: только здесь девушки не просто выполняют на верблюдах джигитовку, но также исполняют без страховки уникальный трюк: артистка встаёт на плечи партнёра, стоящего на спине бегущего верблюда.
А в эти дни за кулисами ижевского цирка заканчиваются репетиции по восстановлению сложнейшего акробатического трюка с тележкой-арбой (этот трюк наверняка увидят зрители следующих представлений программы). Представьте себе эту каскадерскую сцену, которой мог бы похвастаться любой истерн: по кругу манежа вскачь несётся верблюд, впряжённый в азиатскую тележку-арбу. На его спине между горбами сидит артист. По щелчку хлыста человек встаёт на спине животного во весь рост и, совершив в воздухе эффектный прыжок, приземляется на арбу, затем спрыгивает на манеж, а потом снова одним прыжком взлетает на арбу. Тут нужно не только чисто выполнить кульбит в воздухе, но и рассчитать скорость движения верблюда и арбы, и контролировать каждую секунду происходящего (верблюд – животное непредсказуемое, стоит ему замедлить шаг, и весь ход трюка изменится). До сих пор этот уникальный трюк выполняли только мужчины. Сейчас в программе «Легендарный цирк Юрия Никулина» его репетирует девушка.
Забота вдохновила на рекорд
С номером с дрессированными экзотическими животными в течение 22 лет выступала сама Виктория Терещенко, и только недавно она передала его ученице, чуть сместив эмоциональные акценты: «Я работала в лирической интонации, а сейчас мы добавили динамики, энергии». В своё время с этим номером Виктория Терещенко попала в Книгу рекордов Гиннесса как единственная артистка в мире, у которой змеи работали под куполом цирка. До сих пор никто не повторил этот невероятный элемент: три огромных змеи обвивают стальные прутья большой сферы и поднимаются в воздух. Терещенко использовала природную способность змей обвивать лианы и древесные стволы и добилась того, что рептилии спокойно воспринимают воздушный полёт.
Секрет возникновения номера – в заботе о питомцах. Собственной температуры тела у змей нет, они принимают температуру окружающей среды, поэтому в неволе их необходимо содержать под греющими лампами. Простужаются они довольно легко. Согреть их на манеже нет возможности, и Виктория Терещенко попыталась хотя бы сократить время их пребывания на сквозняке. В воздухе теплее, чем «на полу», где постоянно сквозит, решила дрессировщица. Так, из желания сохранить здоровье чешуйчатым артистам появился уникальный мировой трюк.
Девушки петли не вяжут, а наматывают
Один из кульминационных моментов программы – номер «Шар смелости». Обычно в этом жанре, ассоциирующемся с рёвом моторов, лязгом железа и запахом бензина, выступают мужчины «Но мои партнёрши дадут фору многим парням - я убедился в этом, работая с ними бок о бок», - говорит руководитель номера Арсен Арутюнян. Девушки-мотокаскадёры, кажется, преодолевают гравитацию: под рёв моторов несутся по стенкам металлической сферы. Энергичные, лихо встряхивающие светлыми кудрями, они превращаются в техничных трюкачей, едва надевают шлемы. В парных и тройных заездах важна полная согласованность действий: траектории не должны пересечься, дистанция между мотоциклами должна быть сохранена, и Лидия Косарёва и Маргарита Чистихина исполняют это безупречно. А 25-летняя Лидия остаётся единственной в «Росгосцирке» артисткой, которая выполняет 20 мёртвых петель, причём во время исполнения этого трюка боковые «лепестки» сферы раскрываются, и мотоцикл кружит по узкой траектории. Арсен Арутюнян не скрывает своего уважения к артисткам, которые всего три года назад, когда начались репетиции нового состава, впервые сели в сёдла мотоциклов.
В честь великого клоуна
В программе, названной в честь Юрия Никулина, особое
внимание отдано жанру клоунады. Здесь работает клоунская группа «Потешки», артисты которой хороши и в акробатической
эксцентрике, и в классических репризах. Одну из них, под названием «Вода», в своё время исполняли на манеже сам
Юрий Никулин и его партнёр Михаил Шуйдин, - она и сейчас вызывает дружный смех зрительного зала. Завершается эта удивительная
программа тем, что Виктория Терещенко приглашает всех зрителей на манеж – потанцевать вместе с артистами, фотографироваться.
Благодаря этому демократичному финалу у каждого появляется возможность поблагодарить впечатливших их артистов или задать вопрос
о секретах мастерства.
Виктория СУВОРОВА
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.