C 22 СЕНТЯБРЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК УДМУРТИИ ПРЕДСТАВИТ ЗРИТЕЛЯМ НОВУЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ ПРОГРАММУ, В КОТОРОЙ АРТИСТЫ МОСКОВСКОГО ЦИРКА ЮРИЯ НИКУЛИНА РАЗДЕЛЯТ МАНЕЖ С КОЛЛЕГАМИ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦИРКА КЕНИИ. ЗРЕЛИЩНОЕ ДИНАМИЧНОЕ ШОУ СО СЛОЖНЫМИ ТРЮКАМИ, ЯРКИМИ КОСТЮМАМИ, ЛАЗЕРНЫМИ ЭФФЕКТАМИ И ВЫСТУПЛЕНИЯМИ ЭКЗОТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ СТАНЕТ ЗНАКОВЫМ ЕЩЁ И ПОТОМУ, ЧТО В НЫНЕШНЕМ СЕЗОНЕ ЦИРК В ИЖЕВСКЕ ОТМЕЧАЕТ СВОЁ 15-ЛЕТИЕ. НАКАНУНЕ СТАРТА НОВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСТЕМ ИЗВЕСТИНСКОЙ РЕДАКЦИИ СТАЛ ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА УДМУРТИИ АНДРЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ.
В широкой гамме смыслов
– Какое место в культурной жизни Ижевска и республики занял Государственный цирк Удмуртии за минувшие полтора десятка лет?
- Говоря о цирке, не нужно забывать о том, что он несёт в себе широкую гамму смысловых значений, - акцентирует внимание Андрей Лещинский. - Это не просто арена для демонстрации лучших образцов российского, европейского и мирового циркового искусства. Это важнейший культурный центр республики и заметное архитектурное сооружение в городском пространстве столицы Удмуртии наряду с Михайло-Архангельским собором, зоологическим парком, Домом дружбы народов, возрождённых или построенных в Ижевске за последние полтора десятка лет. При этом наш цирк является одним из пяти знаковых цирковых сооружений на всём постсоветском пространстве и стоит в одном ряду с цирками Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Понятно, что за прошедшие пятнадцать лет Государственный цирк Удмуртии положил начало многим заметным традициям. Прежде всего, речь идёт о ежегодном Международном фестивале циркового искусства, который успел завоевать авторитет солидного события для мирового цирка, учитывая его масштаб и географию представленных артистов. С моей точки зрения, вместе с непререкаемым авторитетом фестиваля искусств «На родине Чайковского» Международный цирковой фестиваль в Ижевске стал ещё одной красочной иллюстрацией и апогеем всей культурной жизни в нашей республике. Другой крепкой традицией, заложенной первым Президентом Удмуртии Александром Волковым, стали цирковые представления для первоклассников. Нынче в республике за парты сели больше 21 000 первоклашек, и в первой половине сентября для них в цирке мы дали 15 представлений. Надо видеть, какую позитивную энергетику приносят в цирк эти детишки своими живыми искренними эмоциями! Когда ты выходишь на манеж начать представление, то ощущаешь неповторимость настоящего праздника! Подчеркну и то, что в течение сезона мы показываем зрителям как минимум семь больших цирковых программ, и помимо них наш цирк давно стал заметной концертной и выставочной площадкой. Развивая мысль о роли цирка, нельзя не сказать и о публике. Благодаря тому, что в Ижевске в сезонных программах и на фестивалях регулярно представлены лучшие образцы циркового искусства, у нас появились не просто воспитанные и подготовленные зрители. Нашего зрителя отличает сформированная цирковая культура с характерной для неё взыскательностью, требовательностью при сохранении теплого отношения к артистам и гостеприимства. Если в Казани, Сочи или в Нижнем Новгороде большую часть зрителей в цирках составляют случайные люди - в основной массе туристы, то у нас отмечается обратная ситуация. По нашим наблюдениям, в цирке на долю гостей родникового края приходится только 10-15%, а остальную часть зрительской аудитории составляют ижевчане и жители Удмуртии. Не стоит забывать и о том, что в нашем цирке созданы великолепные условия для проживания артистов и содержания животных. Цирковой комплекс в Ижевске - это не только зрительный зал более чем на 1700 мест, но и удобные и просторные конюшни, слоновник, артистические гримёрки и превосходная гостиница «Арена». Как мне кажется, все эти смыслы подтверждают то, что наш цирк занял достойное место на культурной плоскости Удмуртии.
Боксёрский ринг и борьба с сезонностью
- И не только на культурной, но и на спортивной! В феврале 2010 года на цирковом манеже был поставлен боксёрский ринг, и украшением вечера бокса стал бой за чемпионский титул по интерконтинентальной версии World Boxing Organization в составе WBС, в котором россиянин Денис Лебедев нокаутировал мексиканца Игнасио Эспарсу.
- Кстати сказать, сегодня мы заранее прорабатываем вопрос о проведении в нашем цирке весной следующего года финала командного Кубка России по боксу.
- Какие ещё знаковые сюжеты ждут почтеннейшую публику в наступившем сезоне?
- Как всегда, поклонников циркового искусства ждёт много интересных программ. Совсем недавно мы завершили прокат итальянской программы «Слоны и тигры», побившей многие прежние рекорды посещаемости, установленные в нашем цирке. К примеру, на первых представлениях уровень заполняемости зала приближался к 90%! -----Это же было в конце июля, когда в абсолютно нецирковую знойную погоду вам удалось успешно побороться с мёртвым сезоном.
- Действительно удалось! Жители и гости Удмуртии получили в подарок настоящий спектакль. Но это уже прошлая история, и сейчас любителей циркового искусства ждёт новая премьера. С 22 сентября у нас стартует новая международная программа с участием артистов Московского цирка Юрия Никулина и Национального цирка Кении. Это будет зрелищное динамичное костюмированное шоу с множеством трюков, лазерными эффектами и, конечно, с животными. На манеж выйдут медведи, нильские крокодилы, австралийские страусы и гигантские африканские верблюды! В ноябре Удмуртия станет хозяйкой другого грандиозного события. В Ижевске пройдёт финал II Парадельфийских игр, и их открытие состоится 12 ноября в нашем цирке. Если I Парадельфийские игры в Москве собрали около полутысячи участников, то в столице республики ждут намного больше гостей.
Великолепная пятёрка и… Ижевск
- Отдельно стоит поговорить о XII Международном цирковом фестивале, который состоится в Ижевске весной будущего года. Знаю, что в цирке уже начали подготовку к этому ярчайшему знаковому событию. Какие приятные сюрпризы будут ждать любителей циркового искусства?
- XII фестиваль пройдёт с 6 по 10 марта 2019 года. Его программа пусть пока останется сюрпризом, но для интриги я немного приоткрою занавес. На первых двух заседаниях организационного комитета фестиваля в общих штрихах мы провели своеобразный предварительный селекционный отбор. С авторитетными экспертами посмотрели, на каких артистов из мирового циркового сообщества можно сделать ставку, на какие их номера можно обратить внимание и пригласить их в Ижевск. Сейчас в лонглисте нашей разработки находятся почти три десятка номеров, но фестивальный шорт-лист, конечно, будет меньше. Скажу, что в отборочной работе необходимо учитывать множество факторов и критериев. Это не только высочайшее качество, яркая зрелищность и захватывающие сюжеты номеров, но ещё и широкая география, жанровое разнообразие, чтобы избежать дублирования. В конечном итоге нужно адекватно оценивать и наши возможности по приглашению той или иной труппы. Причём, отдавая дань уважения зарубежным гостям, мы ни в коем случае не забываем великолепную российскую цирковую школу.
- Артисты из каких стран могут составить костяк фестивальной программы?
- Прежде всего, из России, а также из Кореи, Китая, США, Украины и Германии.
- Недавно финишировал XVII Московский международный фестиваль циркового искусства, а Ижевск через полгода примет дюжинный цирковой фест. Если в числе мы ненамного отстаём от столичного события, то по резонансу и значимости уже сегодня находимся вровень. Какое место в рейтинге лучших цирковых фестивалей мира экспертный социум определяет для ижевского?
- Любое мнение отчасти всегда будет субъективным, - с улыбкой реагирует Андрей Сергеевич. - Тем не менее многие цирковые мэтры ставят Ижевский фестиваль в первую пятёрку крупнейших - как по общей организации, так и по качеству представленных номеров, линейке жанров, по постановке звука, света и составу жюри.
- О чём говорить, если в работе ижевского фестиваля принимают участие Урс Пилс и Дмитрий Иванов, которые бок о бок работали на недавнем московском фесте.
- Заметьте, что Урс Пилс, который является вице-президентом Международного циркового фестиваля в Монте-Карло, работал на всех одиннадцати (!) предыдущих фестивалях в столице Удмуртии, и на юбилейном десятом он искренне заявил: «По порядковому номеру цирковых фестивалей, разумеется, Ижевск никогда не догонит Монте-Карло (в январе 2019 года там состоится уже 43-й фестиваль. - Прим. ред.), но по качеству организации и многообразию жанров вы нас почти догнали!» Услышать это мнение лестно!
Цифровые вызовы - цирковые решения
- Какие ещё цирковые фестивали вместе с Монте-Карло и Ижевском входят в топовую верхушку?
- Раскладывать фестивали по конкретным местам я не стану, чтобы невзначай не обидеть кого-нибудь из коллег. При этом ясно, что помимо Монте-Карло и Ижевска в топ входят фестивали в Пекине, Будапеште, в двух китайских городах Ухань и Уцзяо, а также в итальянской Латине, французском Сен-Поль-ле-Дакс и испанском Фигейросе - на родине художника Сальвадора Дали. Нам очень приятно находиться в столь солидной фестивальной компании, что автоматом подтверждает серьёзные технические возможности и квалификацию коллектива Государственного цирка Удмуртии. Эти возможности и навыки персонала позволяют нам принимать труппы с программами высочайшей сложности - это и лёд, и вода, и звук, и свет. Поверьте, нам по плечу принять любые программы! Время и прогресс стремительно бегут вперёд, и если не отвечать на их жёсткие электронные цифровые технологические требования, то тебя очень быстро обойдут конкуренты.
Особая артистическая каста
- Вспомните, пожалуйста, каким было ваше первое детское впечатление от цирка? Может быть, оно было восхищённым по аналогии с «Девочкой на шаре» - истории из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского?
- Как ни парадоксально, но мои детские впечатления о цирке сейчас представляются размытыми. Разумеется, я бывал в старом Ижевском цирке, но рельефных ощущений у меня с тех пор не сохранилось. Во-первых, никто же не мог предположить, что в моей биографии когда-нибудь возникнет цирковая глава, а во-вторых, сколько себя помню, я всегда занимался спортом и поэтому в детстве и юности очень много времени проводил в спортивных залах. - Ну, тогда поведайте о технике вашего апрельского назначения на должность директора цирка. Насколько неожиданным было для вас это предложение, какие эмоции испытывали, какие мысли приходили на ум? - Так получилось, что я очень давно знаком с Дмитрием Ивановым (первый директор Государственного цирка Удмуртии, а сейчас директор Российской государственной цирковой компании. - Прим. ред.), и в наших встречах он очень много рассказывал мне о цирке, цирковых династиях и всякий раз приглашал посмотреть новые программы. Когда я вкусил плод настоящего циркового искусства, то потом уже сам напрашивался на премьерные показы представлений в Ижевске. Но я никогда не думал, что окажусь в беспокойном директорском кресле! Первое предложение подумать над тем, чтобы возглавить цирк, поступило мне от Дмитрия Евгеньевича примерно четыре года назад. Тем не менее я был вынужден отказаться, потому что тогда в республике только только был сформирован новый кабинет министров, в который я пришёл работать. Минувшей весной от заместителя Председателя Правительства Удмуртии Анастасии Муталенко в мой адрес вновь прозвучало предложение встать у циркового штурвала, поддержанное Дмитрием Ивановым. После короткого тайм-аута, взятого на раздумья, я согласился, попросив Дмитрия Евгеньевича о том, чтобы на стартовом этапе моего директорства он оказывал мне информационно-консультативную поддержку. С одной стороны, это назначение стало неожиданным поворотом в моей жизни и профессиональной деятельности, а с другой - как будто ожидаемым.
- Что поразило вас, когда ближе узнали цирковую кухню изнутри?
- Очень сложной для меня оказалась недавняя программа «Слоны и тигры», ставшая своеобразным испытанием на прочность, потому что пришлось решать множество вопросов, связанных с санитарией, противопожарной безопасностью, ветеринарным контролем, по составлению рациона, питанию и содержанию животных. Иногда можно услышать сугубо дилетантское мнение: «В цирках и зоопарках животных мучают. Зелёных на всех вас не хватает!» Так вот этих дилетантов-оппонентов я с большим удовольствием провёл бы за кулисы цирка и показал, в каких условиях содержатся наши животные. Простите за тавтологию, но в живой природе животные так хорошо не живут! - Да и современная дрессура основывается на других алгоритмах в работе с животными!
- Правильно говорите! Если раньше дрессировщики в своей работе использовали пресловутый принцип кнута и пряника, то нынче, образно выражаясь, кнут отброшен куда подальше и остался один лишь пряник. И если животное отказывается выполнять команды дрессировщика, то попросту не получает этот пряник.
- Скоро будет полгода с того момента, как вы директорствуете в цирке. Удалось ли за это непродолжительное время ощутить особицу цирковой атмосферы?
- Думаю, что удалось! Цирковые артисты - это особая каста. Порой они ведут кочевой образ жизни и не устроены в бытовом плане. Иной раз при внешней кажущейся жёсткости очень часто это ранимые люди. Многие из них в своей работе на репетициях и представлениях рискуют жизнью и в буквальном смысле ходят по тонкой грани. И ещё я заметил для себя, что среди цирковых артистов есть много таких, кто обладает уникальными энциклопедическими знаниями и пытливым умом. Все они достойны огромного уважения за свой нелё гкий труд, и перед ними мне хочется снять шляпу и преклонить колено. Это профессионалы самой высокой пробы!
Подготовил АЛЕКСАНДР ПОСКРЁБЫШЕВ
http://izvestiaur.ru/upload/uf/650/izvestia200918_111_4836_.pdf
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.