Эпоха ижевского цирка Государственный цирк Удмуртии продолжает большую историю циркового искусства
За 15 лет, прошедших со дня открытия Государственного цирка Удмуртии, около 3 000 000 зрителей посетили здесь более 2 000 представлений. Благодаря ежегодной благотворительной акции для первоклассников Удмуртии 250 000 учащихся 1-х классов познакомились с цирковым искусством. За одиннадцать лет существования Международного фестиваля циркового искусства его представления увидели более 170 000 зрителей. Очевидно, что новый цирковой комплекс вернул Ижевску славу одной из цирковых столиц страны и возродил интерес широкой публики к этому виду искусства.
НАША ИСТОРИЯ
Сегодня Ижевск немыслим без цирка. Молодым людям и детям наверняка кажется, что он был всегда: среди тех девочек и мальчиков, которые пришли на «первоклассные» представления в день открытия цирка 1 сентября 2003 года, сегодня уже есть молодые родители, и скоро они сами поведут своих детей в Государственный цирк Удмуртии. А между тем, если бы в драматичные для страны годы цирк не отстраивали – раз за разом, эта связь поколений могла бы прерваться. В сентябре Государственный цирк Удмуртии отмечает своё 15-летие, а мы вспоминаем главные вехи истории цирка в Ижевске. Ижевский цирк от XIX до XXI века.
Первый в Ижевске цирк появился в самом конце XIX века на Базарной площади возле Мучного базара (на пересечении улиц Горького и Бородина). Деревянное здание первого стационарного цирка построил на личные средства предприниматель Александр Коромыслов - он знал, какую популярность набирают в стране пёстрые шатры-шапито, в которых выступают силачи, акробаты, жонглёры, наездницы, и хотел, чтобы в Ижевске это искусство развивалось на достойной его арене. Деревянный цирк открылся в 1895 году. Гвоздём программы был «дамский чемпионат французской борьбы» с участием артисток, работающих в стилистике буффонады. Первый постоянный ижевский цирк просуществовал чуть больше двадцати лет – в годы гражданской войны здание сгорело. После лихолетья, с наступлением мирной жизни, горожане вспомнили, сколько радости им приносило цирковое искусство и как его не хватает теперь.
В сентябре 1926 года на площади возле Сенного базара появилось новое здание цирка «Коларт», рассчитанное на 1500 зрителей. Строили этот цирк, правда, впопыхах, не заботясь об удобстве ни артистов, ни публики. Вот как описывали этот наскоро собранный цирк современники: «Зрители отделены от улицы лишь одной дощатой стеной со щелями. Четыре печи тщетно пытаются согреть публику, сидящую в зипунах, валенках и будёновках. Освещалось помещение керосиновыми фонарями и шестью окнами в куполе». Неудивительно, что безответственные нэпманы - владельцы «Коларта» - вскоре обанкротились. Ижевский цирк передали в ведение Государственного объединения работников эстрады, музыки и цирка. Стены подлатали. Качество про грамм повысилось. Но древесный жучок в опилках напомнил о себе, цирк обветшал, и было принято решение построить на его месте каменное здание. Битва за цирк В то время цирки из камня были редкостью.
Архитектор П.М. Попов взял за основу проекта первый в России каменный цирк Чинизелли в Петербурге. Новое здание цирка на 1800 зрительских мест открылось 28 ноября 1943 года – в разгар Великой Отечественной войны. Несмотря на жесточайший дефицит в стране, которая всё отдавала фронту, цирк построили большой, просторный, надёжный: его возведение было символом безоговорочной веры в победу и устремлённости в будущее.
Его строили, в первую очередь, для послевоенных поколений детей, веря, что в стране наступит мирная жизнь, в которой будет место беззаботному смеху и восторгу от искусства. По размерам, удобству и оригинальности кирпичный ижевский цирк долгое время был одним из лучших в стране. На его арене выступали всемирно известные цирковые артисты.
В зале практически всегда были аншлаги, не смолкали смех и аплодисменты. Ижевск по праву считался цирковым городом: артистов цирка здесь любили и ждали. Однако к концу 1980-х годов здание оказалось в аварийном состоянии. Было принято решение о его закрытии. Последнее выступление цирк дал 14 января 1990 года. Когда артисты вышли на поклон, оркестр заиграл «Прощание славянки».
История здания, начавшаяся в переломное для страны время и завершившаяся в начале очередного «перелома», замкнула круг. Экономика 1990-х не позволяла вкладывать деньги в развитие культурной и социальной инфраструктуры: это были годы, когда в Домах культуры открывались ярмарки шуб и дешёвой обуви, а здания детских садов занимали коммерческие структуры. Тему необходимости настоящего цирка столичному городу с богатой культурной историей, каким стал Ижевск, поднимали не раз. Но при этом всегда подчёркивалось, что второго некачественного цирка, который повторил бы историю нэпманской поделки 1920-х, Ижевску не нужно. В итоге откладывались любые работы – и по реконструкции цирка, и по строительству нового, и даже по сносу старого. Знакомое нескольким поколениям ижевчан классическое здание цирка простояло до конца 1999 года. Только 29 декабря 1999-го прогремел запланированный взрыв, обрушивший старые цирковые стены и открывший возможность начать новую страницу в истории ижевского цирка. С этого момента её начали писать максимально быстро.
Уже 17 января 2000 года
на старом историческом месте заложили первый блок нового уникального циркового комплекса, который занимает по площади более
Викториия СУВОРОВА
«Удмуртская правда»
13 cентября 2018 года № 36
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.