28 июля в цирке стартует новый сезон. О том, что ждет зрителей и реально ли привезти в наш город всемирно известный цирк дю Солей, рассказал директор Государственного цирка Удмуртии Андрей Лещинский.
– Мы начинаем сезон с программы итальянского цирка «Слоны и тигры». В ней участвуют представители знаменитой цирковой династии Тогни: братья Давио и Коррадо. Они с детства на арене, выступают в роли акробатов, клоунов и дрессировщиков, – говорит Андрей Лещинский. – Кроме того, зрители увидят уникальные номера под руководством Андрея Канахина «Колесо смелости» и «Акробаты на мачте».
Всего в предстоящем сезоне мы покажем семь цирковых шоу-программ: пять из них традиционно предоставляет нам Росгосцирк, а две организуем самостоятельно, то есть сами выступаем в роли прокатчиков. Ну и, конечно, нас ждет 12-й Международный фестиваль циркового искусства в марте 2019 года.
– Насколько реально привезти в Ижевск цирк дю Солей?
– Жители Удмуртии, возможно, и хотели бы увидеть выступления артистов цирка дю Солей своими глазами, но я не думаю, что мы соберем полный зал и окупим наши расходы. Поэтому даже в больших городах знаменитый цирковой коллектив показывает всего одно-два представления. Если просто пофантазировать и представить, что цирк дю Солей приехал в Ижевск, билеты будут стоить для наших зрителей очень дорого. Но, поверьте, программы российских коллективов ничуть не хуже, а в чем-то даже интереснее.
– Раз мы заговорили о стоимости билетов, спрошу, изменится ли она в предстоящем сезоне?
– Стоимость билетов прежде всего зависит от того, кто и когда к нам приезжает. В прошлом сезоне их средняя цена составляла 700-800 рублей. Не думаю, что в новом сезоне цены сильно изменятся. Напоминаю, что дети до пяти лет могут посещать наш цирк бесплатно.
– Андрей Сергеевич, вы в цирке человек новый, возглавили его всего три месяца назад. Каким вы представляли цирк раньше, совпали ли ваши представления с действительностью?
– Действительно, до сих пор я работал совершенно в других сферах. Но работа директора цирка в основном организаторская, а ее алгоритмы во многом схожи с деятельностью в самых разных областях.
Что касается моих ожиданий, в какой-то степени они оправдались. Но есть и много того, что меня удивляет. Я поражен масштабами и техническими возможностями нашего цирка. Хотя цирк в Ижевске был построен 15 лет назад, он по-прежнему входит в десятку лучших цирков России. Меня порадовал профессиональный опытный коллектив цирка. Уверен, этих открытий будет еще больше, когда начнется сезон.
– Долгие годы руководил цирком в Ижевске Дмитрий Евгеньевич Иванов, который сейчас возглавляет Росгосцирк. Дал ли он вам какие-то напутствия при вступлении в должность?
– Советов было много. Главный – сохранить традиции, но при этом развиваться. Нужно пытаться создавать собственные программы. Тем более что опыт создания новогодних представлений у нашего коллектива уже есть. Давайте вспомним цирковые сказки «Золушка» и «12 месяцев», которые с большим успехом прошли в новогодние праздники 2016-м и 2017-м годах.
Кстати, в этих цирковых сказках принимали участие воспитанники нашей детской цирковой студии. Набор в нее проходит ежегодно в сентябре. В студию принимают детей от 4 до 6 лет. Они проходят строгий отбор профессиональными тренерами и хореографами студии. Особое внимание обращают на музыкальные способности, гибкость, выносливость.
Есть желание сделать все возможное для того, чтобы ижевский цирк стал еще одной точкой на туристической карте Удмуртии. Сейчас наши зрители – это в основном жители республики. Но мы будем рады гостям из других городов нашей страны.
В ближайших планах – открытие музея цирка. Нам есть что показать, цирк ведет свою историю еще с 1895 года. В планах собрать экспозицию к весне следующего года, когда мы будем проводить очередной фестиваль циркового искусства.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.