4 августа 1777 года состоялось открытие необычного заведения в Лондоне. Посетителей ждал настоящий сюрприз: первое в Европе театрализованное цирковое представление. В нем преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, «живые пирамиды из наездников», которые строились на полном скаку. Астли первым показал вольтижировку – комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу.
Филип Астлей (англ.Philip Astley, 8 января 1742 — 27 января 1814) — английский наездник, владелец цирка, предприниматель и изобретатель, иногда называемый «отцом современного цирка»[1], поскольку, как считается, понятие цирка как целой группы развлечений, включающей в себя музыку, номера с животными, акробатами и клоунами, берёт своё начало в амфитеатре Астлея, школе верховой езды, которую он основал после своего успеха на сцене в 1768 году[2].Родился в Ньюкасле-андер-Лайм в семье столяра-краснодеревщика. В 9 лет стал учеником своего отца, но с раннего детства мечтал работать с лошадьми и потому выбрал военную карьеру — присоединился к лёгким драгунам полковника Эллиота, а в 17 лет стал сержант-майором. Служил на фронте во время Семилетней войны, где приобрёл большой опыт наездника.
Вернувшись к мирной жизни, Астлей решил открыть школу верховой езды и одновременно организовывать в ней публичные платные представления, на которых демонстрировались бы трюки конной акробатики. В 1768 году он приобрёл поле в современном районе Ватерлоо, на котором выстроил круглую арену, где начал давать планируемые представления, пользовавшиеся большим успехом. Через некоторое время он решил добавить в представления номера клоунов, которые развлекали бы зрителей между выездками, а в 1770 году открыл новую школу верховой езды в огороженном манеже к югу от Вестминстерского моста. В 1772 году Астлей, пользовавшийся на тот момент известностью уже за пределами Англии, был приглашён выступить во Франции, в Версале. Амфитеатр Астлея стал давать регулярные представления с 1773 года, в сентябре 1794 года сгорел, но практически сразу же был восстановлен, пережив в будущем ещё несколько пожаров.
Его дело стало процветать, и после двух сезонов в Лондоне Астлей решил добавить в представление большее количество наездников, а также привлёк музыкантов, клоунов, жонглёров, канатоходцев, акробатов, дрессировщиков и танцующих собак. Через несколько лет в манеже были возведены высокая сцена, трибуны и крыша. В 1782 году Астлей основал первый подобный амфитеатр за пределами Англии, во Франции, впоследствии сделав то же в 18 городах Европы. Примечательно, что сам Астлей никогда не называл свой амфитеатр цирком. Амфитеатр просуществовал много лет после смерти Астлея, был закрыт лишь в 1893 году и снесён на следующий год.
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.