Фестиваль циркового искусства уже десять лет подряд становится одним из главных событий года в Ижевске, поднимая планку исполнительского мастерства на исключительную высоту. Открывающаяся вслед за фестивалем программа неминуемо принимает вызов состязания с лучшими артистами мира, потому что, кажется, над манежем все еще звучит эхо их выступлений, а публика невольно сравнивает то, что видела недавно, с новыми впечатлениями.
Создатели и артисты шоу «Фантом-тропик» не побоялись подхватить высокую ноту, взятую фестивалем, и представили программу, заставляющую зал раз за разом взрываться овациями.
Два часа на манеже сменяют друг друга номера в классических цирковых жанрах – воздушная акробатика, акробатика на батуте и на роликах, колесо смерти, баланс, клоунада. У каждого артиста – свой коронный прием. Баланс на десяти (!) стульях, поставленных один на другой – то вверх ножками, то под углом – еще больше усложняется тем, что нижний стул уравновешен… на горлышках четырех стеклянных бутылок. Карен Сафарян, задающий тон всей программе стремительным и элегантным воздушным полетом, продолжает свое выступление номером в жанре «колесо смерти» – бежит высоко над манежем по внешней стороне пугающе-огромной машины, подчиняя себе ее движение. Несется вприпрыжку, рискует с завязанными глазами – как воплощение любого современного человека, бросающего вызов времени с его темпом и постоянным риском.
Номер воздушных акробатов Анны и Ильи Жуковых и вовсе выглядит полноценным спектаклем внутри циркового шоу. Это законченная история, олицетворяющая возвышенную, чистую любовь – такую прекрасную и сильную, что ангелы спускаются с небес, чтобы полюбоваться на нее. Под музыку C. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» под купол поднимаются две легкие, в струящихся одеждах фигуры – юные влюбленные, которых сила чувства буквально возносит над землей. А вокруг них парят четыре фигуры в ослепительно белых одеждах, с оперенными крыльями за спиной. Кажется, они кружат в потоках воздуха – окружают влюбленную пару и вновь расступаются, разлетаются, давая им простор для собственного воздушного танца. К классическим репризам клоунского дуэта «Арго» начинаешь присматриваться с удвоенным вниманием, когда узнаешь, что один из коверных, Петер – внук великого мима Леонида Енгибарова.
В этом шоу уравновешены верность великим традициям большого советского цирка и стремление не отстать от времени. Эффектная сценография объединяет номера в непрерывную историю со множеством сюжетов, переплетающихся, как цветы и лианы, которые заполняют пространство зрительного зала. Они свешиваются с купола, опутывают перила, нависают над балконами, – более насыщенной среды в цирковом шоу мы, пожалуй, еще не видели. Огромные пан- но с африканскими и египетскими сюжетами напоминают об экзотическом флере шоу.
У всех артистов десяток, а то и больше сменных костюмов – их выбор часто задает новый тон номеру – более элегантный или хулиганский, более классический или современный. Только для восточного номера с верблюдами у дрессировщика Тиграна Акопяна подготовлено 15 разных костюмов. Преображаются от вечера к вечеру и бедуины, и восточные красавицы, выполняющие джигитовку на спинах двугорбых великанов. Можно прийти на программу два раза и убедиться, что эти «мелочи» заставляют шоу играть новыми красками и оттенками эмоций.
Сам Тигран Акопян и его животные – тот водоворот, вокруг которого закручивается вся программа. В Ижевск он привез 85 животных, и большинство из них успеет выйти на манеж. Верблюды, пони, ламы, обезьяны, собаки, носухи, дикобразы, питоны, крокодилы и бегемот населяют созданный им волшебный мир. На VI Международном фестивале циркового искусства за номер с верблюдами Тигран Акопян получил Бронзового Медведя, а с тех пор расширил и усложнил свое шоу. Новое название программы, «Фантом-тропик», напоминает о том, что только в фантомном видении (и в цирке) можно наблюдать бегемота, послушного воле человека, а шоу в его полном объеме позволяет прикоснуться к ускользающей, не дающейся в руки до конца экзотике Африки.
Безусловная звезда программы – бегемот Муха. Она спокойно шествует по бортику манежа, без видимых усилий преодолевает качели и распахивает огромную пасть, ожидая яблоко в награду за выступление. Глядя на естественное, доброжелательное взаимодействие Мухи и Тиграна Акопяна, сложно поверить, что бегемот – одно из самых сложных в дрессуре животных. Акопян подтверждает:
– В России и ближнем зарубежье в цирке работают всего 4 бегемота, включая моего, – их не торопятся брать, потому что дрессировщика, решившего готовить номер с ними, ждут годы кропотливого медленного труда. Трюк, когда гиппопотам проходит по качелям-доске, заходя на них с манежа с одной стороны и неспешно продвигаясь на другую сторону, переваливаясь через середину, для большинства животных вообще не будет казаться достижением дрессуры – ну что сложного, казалось бы, пройти по прямой по доске, касающейся манежа. Но этот элемент с участием бегемота потребовал от нас года регулярных репетиций! Одна из самых больших сложностей в работе с бегемотом в том, что это очень агрессивное животное. В Африке от нападений бегемотов страдает больше людей, чем от крупных хищников из кошачьих. Путешественники-европейцы, которые когда-то обнаружили их на берегах африканских рек, назвали их романтично «речными лошадьми» (именно так переводится с латыни «гиппопотам»), но они не знали тогда, что это совершенно не ориентированное на человека, независимое, своевольное животное – совсем не похожее на умную и преданную лошадь.
– Как Муха попала в цирк?
– Двенадцать лет назад мы работали в Алматы и узнали, что в зоопарке появился на свет маленький бегемот – Юлианна. К тому времени я уже намеревался начать работу с этим животным – конечно, заранее прочитав и узнав от других дрессировщиков все, что было можно, об условиях их содержания и психологии.
Когда мы начали узнавать характер малышки-бегемота, то окрестили ее Мухой: она бегала по всему манежу с такой скоростью, что, несмотря на габариты, казалась мелькающей перед глазами мушкой. Должно было пройти много лет, прежде чем Муха привыкла к нам, уяснила, что мы не враги ей, а те, кто обеспечит вкусный обед и безопасность. И даже так нам всегда надо держать ухо востро: в любой момент она может снести с ног, просто слишком быстро развернувшись рядом с человеком. Работа с бегемотом требует исключительно гуманной дрессуры, постоянного проявления доброты – любая агрессия вызовет ответную ярость такой силы, с которой человек просто не справится. Представьте, что перед вами живой локомотив с собственной волей, с непрерывной работой серого вещества в голове, способный снести всех и все на своем пути – вот что такое бегемот.
Сейчас она весит 2, 5 тонны. Каждый день съедает 50 килограммов еды: 25 кг сена, 10 буханок хлеба, овощи и отруби. Яблоки, которыми мы угощаем ее на манеже, это даже не подкормка: для Мухи они – как маковые зернышки. Мы просто хотим, чтобы зрители оценили масштабы этого невероятного животного.
– Еще один номер с животными, который публика встречает аплодисментами, – дрессура обезьян. Они у вас умеют так много – от акробатики до джигитовки на пони – сколько не всякому человеку по плечу. Может быть, представите ваших талантливых артистов?
– Это наши шимпанзе Сюзи, Ляля, Чамба и Тимофей и макака лапундер Зуля. Шимпанзе, на мой взгляд, самые умные животные: общаясь с ними, не сложно поверить, что человек произошел от обезьяны. Я сам поверил в их сообразительность и способность к творчеству и старался меньше учить уже существующим трюкам, а больше наблюдал, закрепляя те придумки, которые они сами предлагали. Кувыркам и стойке на руках, например, я их не учил – они сами начали делать эти элементы. Как и сальто, впрочем. Это человеку надо найти для себя обоснование, для чего прыгать через голову, а обезьяны прыгают так и в дикой природе, отталкиваясь от ветвей деревьев. Мне осталось только поощрить их, чтобы они запомнили эти элементы и были готовы повторить.
Роль маленького наездника на пони исполняет макака лапундер. С шимпанзе эти миниатюрные обезьяны в природе враждуют, и помня об этом, мы не выпускаем их на манеж одновременно: хищные шимпанзе могут ранить лапундера. Для нас же важна безопасность каждого животного.
– Несмотря на мировой уровень ваших номеров, вы ведь продолжаете репетиции каждый день?
– Конечно. Мы начинаем в 9 утра, раз за разом отрабатывая элементы с лошадьми, пони, ламами, затем с верблюдами, обезьянами и собаками. Вечером повторяем номер с животными, которые не выходили в манеж. Цирк – это непрерывная работа.
– Вы работаете на манеже уже 35 лет и видели несколько поколений зрителей. Они меняются от эпохи к эпохе?
– Конечно. Нынешний – более скептичный. Он уже все невероятное увидел в блокбастерах с 3D-технологиями, как ему кажется. Жаль, что уходит из цирка публика в возрасте 10-18 лет. Между тем хороший цирк смог бы удивить молодых людей и подарить чувства сопричастности к происходящему, каких в кино не найдешь. На манеже каждое представление – особое, единственное в своем роде. Когда начинается номер на американском колесе, ни артист, ни зрители в зале не знают, как все закончится: он ведь бежит с завязанными глазами без страховки по узкой до- рожке, вращающейся под его ногами на высоте двухэтажного дома. И нет ни страховки, ни каскадера, который его заменит, ни второго дубля. Разве это не вызывает больший трепет, прилив адреналина и острое ощущение сиюминутности жизни, которой рискуют здесь и сейчас, чем любой кинематографический спецэффект?
Но я оптимист: верю, что у нас всегда будет своя публика. В конце концов, почти в каждом городе находятся зрители, которые подходят к нам после представлений и говорят, что впервые пришли в цирк детьми (иногда – даже именно на мои первые выступления), потом ходили со своими детьми, а сейчас пришли уже с внуками. Надеюсь, что такая связь у нас будет и с Ижевском.
Алиса ЧУДОВА
http://udmpravda.ru/articles/iskusstvo-bez-strahov...
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.