АУК УР "Государственный Цирк Удмуртии"
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)

Автор: Елена Кардопольцева | 29 декабря 2016 Подборка работ известнейшего фотографа Евгения Аксёнова – к 17-летию со дня сноса здания цирка.


09 Января 2017

29 декабря 1999 года в Ижевске взорвали старое здание цирка, выстроенное еще во время войны. Первое представление здесь состоялось 29 ноября 1943 года, зрителями тогда были раненые бойцы Красной армии, эвакуированные в наш город с фронта. Здание простояло полвека, но 14 января 1990 года его закрыли – цирк был признан аварийным. Через девять лет его взорвали, а меньше, чем через месяц, началось строительство нового цирка.

Предлагаем вам вспомнить, каким был цирк нашего детства, вместе с фотохудожником Евгением Аксёновым, в свое время сделавшим множество уникальных и по-настоящему живых кадров старого цирка.

В основе проекта ижевского
            цирка – здание первого в России каменного цирка Чинизелли в Петербурге, выстроенное еще в 1877 году. Правда, наш цирк
            был дополнен портиком с барельефами, изображающими акробатку и укротителя.

В основе проекта ижевского цирка – здание первого в России каменного цирка Чинизелли в Петербурге, выстроенное еще в 1877 году. Правда, наш цирк был дополнен портиком с барельефами, изображающими акробатку и укротителя.

Ижевчане вспоминают множество деталей, связанных со старым цирком. Это специфический запах в холле, опилки на манеже, мороженое по 19 копеек, лимонад и леденцы, а также живой оркестр, играющий во время выступлений.

«Искусство принадлежит народу». Плакат с этой цитатой Ленина долгое время висел под куполом ижевского цирка
«Искусство принадлежит народу». Плакат с этой цитатой Ленина долгое время висел под куполом ижевского цирка.

– Папа любил меня туда водить и покупал билеты на первый ряд, - вспоминает ижевчанин Алексей Копылов, сейчас - UX эксперт компании Лаборатория Касперского. – В принципе, я цирк весьма любил. Но фокусники любили вовлекать в свои представления зрителей первого ряда. Один раз я «попал под раздачу»: фокусник отовсюду вытряхивал деньги, в том числе из моих ушей и носа. При этом он этими монетами сильно давил (вдавливал в нос, например), так что было больно. Я попросил отца покупать билеты на более высокие ряды. Он как-то купил билеты на третий ряд. И вот, когда по арене шли верблюды, то их морды были в полуметре от меня, это было очень страшно, так как я посмотрел накануне фильм «Джентльмены удачи» и с содроганием ждал, что верблюд в меня плюнет. Страшно было каждый раз!

Алексей Копылов:

«А брат мой как-то сильно испугался человека-невидимку Игоря Кио. Маме пришлось с ним второе отделение гулять по холлу цирка. Брат потом долго вспоминал про «человека-невредимку»

За кулисами цирка и в холле стоял специфический запах, ведь среди артистов всегда было много животных
За кулисами цирка Фото: Евгений Аксёнов

– Все мое детство прошло в этом цирке и рядом – я жил в соседнем доме, - вспомнает ижевчанин Николай Петров, знакомый с цирком с 1967 года. – Летом мы«шарились» по пустым помещениям цирка, а зимой с крыши наваливало такие горы снега, что мы в них делали штабики и просто катались с гор. А рядом, на пустырь, приезжал «зооцирк» - вот когда запашок-то был! И как жалко было старых, отслуживших в цирке животных, выставленных в тесных клетках умирать у всех на глазах. А еще помню гонки по вертикали на мотоциклах со страшным треском! Ну, и «морожки» по 19 копеек. Пожалуй, я все цирковые программы посмотрел! По четыре в год. И старый цирк страшно жалко. Это была История. Его люди во время войны за кусок хлеба строили, чтобы только цирк приезжал, чтобы хоть какая-то радость была. Цирк новый нужен, бесспорно. Но разве мало места в городе было для его строительства? Если старый цирк был естественен и гармоничен на фоне окружающей архитектуры, был таким трогательным, то нынешний... как бегемот в посудной лавке. Из старого цирка можно было сделать – хоть выставочный зал, хоть культурный центр, много чего!

Фото: Евгений Аксёнов
Фото: Евгений Аксёнов

История цирка в Ижевске насчитывает больше 120 лет. Начиналось все как представления приезжих артистов: факиры, скоморохи с медведями, силачи, акробаты, жонглеры, фокусники и другие выступали на базарной площади в дощатых балаганах-времянках. А в 1895 году возле Мучного базара (угол современных улиц Бородина и Горького) появился первый стационарный цирк.

Фото: Евгений Аксёнов
Цирк стал одним из немногих зданий, выстроенных в Ижевске в годы войны
Клоун Николай Максин.
Цирк стал одним из немногих зданий, выстроенных в Ижевске в годы войны

Второй цирк, «Коларт», тоже деревянный, выстроили в 1926 году на пересечении современных улиц Красноармейской и Пастухова, рядом со знаменитой Сенной площадью. И когда в 1939 году он обветшал, было решено, что городу нужен каменный цирк.

Ижевский цирк стал первым в стране, купол которого стоял без опор – колонн, загораживающих вид на манеж
Ижевский цирк стал первым в стране, купол которого стоял без опор – колонн, загораживающих вид на манеж.

Цирк стал одним из немногих зданий, выстроенных в Ижевске во время войны, своего рода – символом приближающейся Победы. Ответственность за его возведение взяли на себя Анатолий Чекинов, первый секретарь Удмуртского обкома ВКП(б), и Владимир Новиков, директор машзавода. Именно они «выбили» дополнительные стройматериалы и нашли рабочие руки, чтобы закончить строительство цирка в срок.

Когда здание было признано аварийным, его поначалу собирались реконструировать. Но выяснилось, что стоить это будет столько
            же, сколько возведение нового цирка
Когда здание было признано аварийным, его поначалу собирались реконструировать. Но выяснилось, что стоить это будет столько же, сколько возведение нового цирка.

Как пишет профессор Евгений Шумилов, ижевский историк и искусствовед, в первой программе нового цирка были акробатический танец, фигурное катание, мнемотехника, дрессированные леопарды, номер «Сверхметкий стрелок». А уже весной 1944 года здесь выступал народный артист РСФСР Владимир Дуров, показывающий номера со зверями, включавшие и сатиру на врага.

17 лет назад, 29 декабря 1999 года, здание
            взорвали с помощью тротила. Ушло на это 54 килограмма взрывчатки
17 лет назад, 29 декабря 1999 года, здание взорвали с помощью тротила. Ушло на это 54 килограмма взрывчатки Фото: Евгений Аксёнов

http://izhlife.ru/histories/68671-iskusstvo-prinad...



все события

Видеогалерея


Энциклопедия

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Коверные клоуны

Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Силовые кольца

Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.

Антипод

Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.

Свободная дрессировка

Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.

Ручной эквилибр

В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.

Иллюзия

Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Лонжа

(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).

Дьяболо

(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.

Клишник

(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

Штейн-трапе

Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.

Моноцикл

(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

Каучук

(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

Перш

(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.

Реприза

(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.

Трапеция

(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

Униформисты

(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.

Форганг

(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.


Наши партнеры
Как стать партнером
© 2014 АУК УР "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК УДМУРТИИ"
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)