29 декабря 1999 года в Ижевске взорвали старое здание цирка, выстроенное еще во время войны. Первое представление здесь состоялось 29 ноября 1943 года, зрителями тогда были раненые бойцы Красной армии, эвакуированные в наш город с фронта. Здание простояло полвека, но 14 января 1990 года его закрыли – цирк был признан аварийным. Через девять лет его взорвали, а меньше, чем через месяц, началось строительство нового цирка.
Предлагаем вам вспомнить, каким был цирк нашего детства, вместе с фотохудожником Евгением Аксёновым, в свое время сделавшим множество уникальных и по-настоящему живых кадров старого цирка.
В основе проекта ижевского цирка – здание первого в России каменного цирка Чинизелли в Петербурге, выстроенное еще в 1877 году. Правда, наш цирк был дополнен портиком с барельефами, изображающими акробатку и укротителя.
Ижевчане вспоминают множество деталей, связанных со старым цирком. Это специфический запах в холле, опилки на манеже, мороженое по 19 копеек, лимонад и леденцы, а также живой оркестр, играющий во время выступлений.
– Папа любил меня туда водить и покупал билеты на первый ряд, - вспоминает ижевчанин Алексей Копылов, сейчас - UX эксперт компании Лаборатория Касперского. – В принципе, я цирк весьма любил. Но фокусники любили вовлекать в свои представления зрителей первого ряда. Один раз я «попал под раздачу»: фокусник отовсюду вытряхивал деньги, в том числе из моих ушей и носа. При этом он этими монетами сильно давил (вдавливал в нос, например), так что было больно. Я попросил отца покупать билеты на более высокие ряды. Он как-то купил билеты на третий ряд. И вот, когда по арене шли верблюды, то их морды были в полуметре от меня, это было очень страшно, так как я посмотрел накануне фильм «Джентльмены удачи» и с содроганием ждал, что верблюд в меня плюнет. Страшно было каждый раз!
Алексей Копылов:
«А брат мой как-то сильно испугался человека-невидимку Игоря Кио. Маме пришлось с ним второе отделение гулять по холлу цирка. Брат потом долго вспоминал про «человека-невредимку»
– Все мое детство прошло в этом цирке и рядом – я жил в соседнем доме, - вспомнает ижевчанин Николай Петров, знакомый с цирком с 1967 года. – Летом мы«шарились» по пустым помещениям цирка, а зимой с крыши наваливало такие горы снега, что мы в них делали штабики и просто катались с гор. А рядом, на пустырь, приезжал «зооцирк» - вот когда запашок-то был! И как жалко было старых, отслуживших в цирке животных, выставленных в тесных клетках умирать у всех на глазах. А еще помню гонки по вертикали на мотоциклах со страшным треском! Ну, и «морожки» по 19 копеек. Пожалуй, я все цирковые программы посмотрел! По четыре в год. И старый цирк страшно жалко. Это была История. Его люди во время войны за кусок хлеба строили, чтобы только цирк приезжал, чтобы хоть какая-то радость была. Цирк новый нужен, бесспорно. Но разве мало места в городе было для его строительства? Если старый цирк был естественен и гармоничен на фоне окружающей архитектуры, был таким трогательным, то нынешний... как бегемот в посудной лавке. Из старого цирка можно было сделать – хоть выставочный зал, хоть культурный центр, много чего!
История цирка в Ижевске насчитывает больше 120 лет. Начиналось все как представления приезжих артистов: факиры, скоморохи с медведями, силачи, акробаты, жонглеры, фокусники и другие выступали на базарной площади в дощатых балаганах-времянках. А в 1895 году возле Мучного базара (угол современных улиц Бородина и Горького) появился первый стационарный цирк.
Второй цирк, «Коларт», тоже деревянный, выстроили в 1926 году на пересечении современных улиц Красноармейской и Пастухова, рядом со знаменитой Сенной площадью. И когда в 1939 году он обветшал, было решено, что городу нужен каменный цирк.
Цирк стал одним из немногих зданий, выстроенных в Ижевске во время войны, своего рода – символом приближающейся Победы. Ответственность за его возведение взяли на себя Анатолий Чекинов, первый секретарь Удмуртского обкома ВКП(б), и Владимир Новиков, директор машзавода. Именно они «выбили» дополнительные стройматериалы и нашли рабочие руки, чтобы закончить строительство цирка в срок.
Как пишет профессор Евгений Шумилов, ижевский историк и искусствовед, в первой программе нового цирка были акробатический танец, фигурное катание, мнемотехника, дрессированные леопарды, номер «Сверхметкий стрелок». А уже весной 1944 года здесь выступал народный артист РСФСР Владимир Дуров, показывающий номера со зверями, включавшие и сатиру на врага.
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.