Победить страх высоты и привыкнуть к синякам: как дети обучаются цирковому искусству в Ижевске
Юные циркачи выполняют трюки, которые не под силу многим взрослым.
Цирк Удмуртии имеет вековую историю. На арене выступала династия Дуровых, братья Запашные. В марте в Ижевск в качестве жюри на международный цирковой фестиваль приезжал сын Чарли Чаплина. В нашем городе нет своей цирковой труппы, но ровно 10 лет назад открыли свою студию – кузницу кадров для российской и мировой арены.
Здесь обучают детей с 4 до 17 лет. Они наравне со взрослыми парят под куполом, виртуозно жонглируют и гнутся, как пластилиновые. Ребята занимают призовые места на крупных фестивалях в Монте-Карло и Пекине, выступают на Дне города. А 1 июня они дадут отчетный гала-концерт в честь юбилея студии. Мы пообщались с самыми яркими звездочками нашего цирка.
11-летняя воздушная гимнастка Анастасия Ставицкая прославила Удмуртию на мировой арене – в прошлом году она стала бронзовой призеркой и взяла четыре специальных приза на международном фестивале в Монте-Карло. Что особенно ценно – Настя сражалась наравне со взрослыми артистами цирка (до 24 лет). В номере юной воздушной гимнастки были только сложные элементы: повороты в кольце, продольный и поперечный шпагат в кольце, стойка на руках. Номер готовился два года, и еще два потребовалось, чтобы Настя его отработала. «Танец» в воздухе под трагичную композицию «Аве Мария» очаровал даже искушенную публику Монако. Мама девочки плачет во время каждого выступления юной артистки цирка, от гордости, радости и от волнения за дочь. Еще в раннем детстве девочка была настолько пластична, что преподаватель по гимнастике посоветовал маме отдать дочку в цирк.
– Конечно, я переживаю за Настю, когда вижу, как она поднимается на 6,5 метров от земли, но не показываю свои переживания, чтобы они не передались ей, – рассказывает мама девочки Кристина. – Насте и самой сначала было страшно, она плакала и боялась подняться в воздух, иногда приходилось ее уговаривать. Но после первого успешного выступления в 8 лет на представлении в Ижевском цирке она поняла, как это здорово.
Сейчас Настя учится в 4 классе гимназии №24, каждый день по 2-3 часа она занимается в цирковой студии.
Илья Чебышев и Никита Баталов – ученики 7 класса школы №68. В детской цирковой студии они одни из лучших жонглеров и любят исполнять свой коронный номер с тарелочками.
– Мы пришли заниматься в цирк в 4 года и с тех пор все номера выполняем вместе, – делятся мальчики. – Дружим с самого детства, это помогает нам лучше понимать друг друга во время выступления.
Родных ребята поражают ловкостью рук и координацией – даже дома они жонглируют тем, что попадется под руку. Илья и Никита уже выступали на фестивале детского циркового искусства в Монте-Карло и на благотворительном концерте Рональда Макдональда в Вене.
Дарья Субботина – ученица 11 класса и уже преподаватель двух младших групп в цирковой студии. Девушка планирует поступать в цирковую академию, открывать в Санкт-Петербурге свою студию для детей. Ее сильная сторона – трюки с хулахупами (обручами). На фестивалях Даша занимает призовые места. Но успех дается не просто.
– Когда учишь новый элемент, все тело – это сплошной синяк, но меня это не пугает,– делится Дарья. – Сложно было и на растяжке – тренер меня тянул, а я плакала от боли.
Кстати, вместе с Дашей с самого детства в цирковую студию ходит и ее младший брат Паша. Как говорят сами ребята, благодаря цирку их связывает крепкая дружба.
Акробаты на скамейке – 14-летние Маша Логинова и Виктория Докукина получили признание на уровне мирового цирка. Девочки – силовая пара. Например, Маша без страха поднимает напарницу над головой и удерживает ее на вытянутых руках.
– Нам было боязно спускаться вниз с верхней поддержки, – говорят девочки. – А вдруг не получится правильно удержать? Но каждый элемент старались сделать максимально правильно. Не раз падали со скамейки, но без этого успеха не добиться.
Как принимают детей в цирковую студию?
– Каждый год в середине сентября мы принимаем детей от 4 до 6 лет, – говорит тренер детской цирковой студии Государственного цирка Удмуртии Евгения Кирдяева.– Каждый ребенок, который хочет к нам попасть, должен пройти специальный отбор. В первый год дети проходят общую физическую подготовку, гимнастику, хореографию и актерское мастерство. На второй, третий год они занимаются подготовкой номера. Тренер смотрит, какой номер больше всего подходит воспитаннику. Это может быть либо «воздух», либо жонглирование предметами, либо акробатика и т. д. Настю педагоги определили как воздушную гимнастку в двойном кольце или «сфере».
13-летний ижевчанин Владислав Алабужев, воспитанник студии при ижевском цирке занял третье место в финале Всероссийского конкурса «Синяя птица». Легендарный клоун Олег Попов отметил, что ижевчанин достоин выступать в труппе цирка на Цветном бульваре.
На эмблеме цирка ижевский медведь Гоша за рулем мотоцикла. В 1967 г. газета «Нью-Йорк дейли», преклоняясь перед гошиным талантом завоевывать публику, предложила выдвинуть его кандидатуру в вице-президенты США
Автор: Анастасия Романова
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.