Цирки есть - клоунов не осталось
Исправлять ситуацию вернулся легендарный Олег Попов. Директор Большого московского цирка Эдгард Запашный пригласил его отметить юбилей в российском манеже.
Москва, 2 июля. Иногда они возвращаются. Легендарный советский клоун Олег Попов после четверти века в эмиграции снова в России. Зрителям опять смешно. А клоуну грустно.
Поводом для приезда стал цирковой фестиваль в Сочи и вручение награды «Легенда цирка». Многие поклонники его таланта захотели увидеть клоуна не только
на арене, но ив жизни. И отправились встречать в аэропорт. Отправился и корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
От такого приема в сочинском аэропорту знаменитый клоун схватился за сердце. Толпа фанатов, журналисты… Его узнали без парика и без грима.
В 1991 году одной из основных причин отъезда Олега Попова в Германию стала его обида на другого главного советского клоуна Юрия Никулина.
Попов мечтал работать в цирке на Цветном бульваре в Москве, а Никулин его не приглашал. Клоуны очень ревностно относились к творчеству друг друга. Даже после смерти Юрия Владимировича Олег Константинович в интервью высказывал недоумение: почему директором цирка на Цветном стал сын Никулина? И давал понять, что не откажется, если ему предложат это место.
Советская власть высоко ценила клоунов. Народным артистом СССР Попов стал еще в конце 60-х, в 1980-м ему даже вручили Орден Ленина. Приезд Попова, возможно, стал таким событием еще и потому, что сегодня в России дефицит клоунов.
«В России сегодня очень мало клоунов. Очень мало, потому что клоунский жанр - клоунада - это самый сложный жанр в цирке», - говорит заслуженный артист Грузии Гия Эрадзе.
Первые деньги Олег Попов заработал в 11 лет. Продавая на рынке мыло, которое подпольно варил сосед. А с 12 лет стал работать помощником слесаря на полиграфическом комбинате газеты «Правда».
Профессию клоуна выбрал из-за хлебных карточек. В годы войны слесарь получал 550 граммов хлеба в день, а студент циркового училища - на 100 граммов больше. Это и решило его судьбу.
В 20 лет стал ассистентом знаменитого советского клоуна Карандаша. А со временем и постоянным участником его программы.
В 24 пришла слава. Помог случай: на гастролях в Саратове пришлось заменить известного клоуна Павла Боровикова. С тех пор Олег Попов выступал самостоятельно. С середины 50-х регулярно гастролировал за границей.
В 1991 году переезжает в Эглофштайне - маленький городок в Баварии. В Германии Попов выступает под псевдонимом «Счастливый Ганс».
Несмотря на популярность в СССР, клоун принципиально не вступил в партию. В 1937-м репрессировали отца. Он работал на часовом заводе, и был арестован после того, как остановились часы, сделанные для Сталина.
И к нам присоединяется народный артист России, Генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный.
Итак, вы пригласили Олега Попова отметить свой 85-летний юбилей на сцене вашего цирка. Почему для вас это важно?
Эдгард Запашный: Он отмечать будет в Германии, но, как он сам признался, ему хотелось бы, чтобы это произошло и на манеже российского цирка. Сегодня самым большим цирком в Европе, одной из самых престижных площадок мира является Большой московский цирк. Я ему сделал такое предложение, и он взял время «на подумать». Я думаю, что он примет положительное решение даст нам возможность устроить ему праздник.
Как вы считаете, за прошедшие 25 лет в цирковом искусстве появились клоуны - достигшие уровня Олега Попова?
Эдгард Запашный: Это, конечно, и мистер Фумагали, работающий в Италии. Это и на сегодняшний день номер один Дэвид Ларибле - они равнялись когда-то на Олега Константиновича, и являясь его последователями тоже добились больших успехов.
Как бы вы определили место клоунов в цирке? насколько важна их миссия?
Эдгард Запашный: Эксперименты, которые были - пробовать делать цирковые постановки без клоунов, - они все не увенчались большим успехом. Поэтому сегодня жанр клоунады по-прежнему остается актуальным.
Хотя, конечно, ко многим современным клоунам у зрителя есть вопросы и фобии, которые у многих появляются… С таким стереотипами хорошим клоунам приходится бороться всю жизнь.
Вы конечно видели кадры первого выступления на Родине Олега Попова в Сочи. После аплодисментов он заплакал. Причем, это была не часть амплуа. Вам раньше приходилось видеть плачущего клоуна?
Эдгард Запашный: То, что получилось у Олега Константиновича, это было (после паузы) честно.
Как вы думаете, есть шанс, что Олег Попов теперь будет регулярно выступать в России. Например, на вашей арене?
Эдгард Запашный: Как сказал Олег Константинович на пресс-конференции после своего первого шоу, это ручеек, который должен превратиться в реку.
Источник:http://mir24.tv/news/culture/12867156
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.