Если сегодня определять самую энергетически мощную точку в нашей республике, то это, без сомнения, Государственный цирк Удмуртии. Завтра, 5 марта, он открывает 8-й Международный фестиваль циркового искусства. Выступления будут проходить по 9 марта.
Артисты 18 стран мира покажут Ижевску свое цирковое искусство
За полчаса до последних репетиций, которые продлятся не менее 12 часов, директор цирка Дмитрий Иванов рассказал нам о том, что на этот раз ждет участников и зрителей форума.
Статистика фестиваля
–8-й фестиваль принимает более 100 артистов из 18 стран. С учетом ассистентов и персонала, обслуживающего животных, в Ижевск приехало порядка 150 человек.
Практика первых фестивалей, когда нам приходилось зазывать артистов, уговаривать зарубежных коллег приехать в неизвестный им город, давно ушла в прошлое. Сегодня артисты стремятся на наш фестиваль. Номера тщательно отбираются: при подготовке к 8-му фестивалю было отсмотрено более 250 номеров! Это солидно.
В итоге в программу вошли 24 номера, представляющие все разнообразие жанров циркового искусства.
А судьи кто?
–Уровень фестиваля во многом определяет состав жюри. Он постоянно меняется, в этом году в него вошло 11 человек: это мастера своего дела, президенты фестивалей разных стран.
Старожил нашего жюри – Урс Пилс, вице-президент циркового фестиваля в Монте-Карло, – говорит Дмитрий Иванов. – Из новых лиц, которых хочется отметить, это Павел Брюн: вместе с выдающимся режиссером Франко Драгоне он сделал шесть спектаклей в Цирке дю Солей, а 6 марта в Республиканском колледже культуры проведет мастер-класс с показом фрагментов своих спектаклей. Это Конни Пород, президент артистического агентства в Австрии. Впервые в составе жюри – генеральный директор компании Росгосцирк Вадим Гаглоев. Появилась традиция приглашать в жюри артистов, действующих и бывших. В этом году впервые в жюри Анатолий Павлович Марчевский – народный артист России, один из лучших клоунов советского и постсоветского периода, из одного ряда с Юрием Никулиным, Николаем Шульгиным, Карандашом, Леонидом Енгибаровым.
Остальные имена постоянным зрителям фестиваля знакомы: Петр Дубинский (США), Ксининг Ли (Китай), Татьяна Бондарчук (Беларусь), Александр Огурцов и Дамир Шарифуллин – представители российских цирков.
«За кулисами»
–В последние перед фестивалем дни коллектив цирка работает буквально сутки напролет. Хочется сказать слова благодарности Удмуртскому госуниверситету: его переводчики работают с нами не первый год и хорошо владеют цирковой терминологией, – отмечает директор цирка. Колоссальная нагрузка ложится на свето- и звукорежиссеров: от того, как будет звучать оркестр либо фонограмма, как сработают пушкари (дадут вовремя свет, чистый и нужного оттенка), во многом зависит красота номера. После наших первых двух фестивалей мы в обязательном порядке стали запрашивать у артистов видеоматериалы, чтобы технические службы уже имели первое представление об их номерах. Какие-то вещи мы делаем заранее и на последних репетициях с артистами подправляем уже отдельные штрихи.
Решается и много технических вопросов: к примеру, для номера «Воздушный полет» из Северной Кореи специалисты развешивали все аппараты с четырех часов вечера до пяти утра. 13 часов ушло на то, чтобы потом пять раз показать ижевскому зрителю 15-минутный номер. Если говорить о времени подготовки фестиваля, то, заканчивая один, мы практически уже на следующий день начинаем подготовку к следующему.
Так, в этот раз нам надо было оформить более ста виз: к нам прибыли артисты из Канады, Эфиопии, Китая. 11 человек приехали из Северной Кореи – страны, с которой у России прежде практически не было ни политических, ни культурных, ни экономических связей, – впервые нога представителя северокорейского государства ступила на удмуртскую землю.
Мы обеспечивали всю логистику их передвижений, оформляли ветеринарные документы для животных, занимались размещением артистов: нашей гостиницы «Арена» не хватает, 50 человек живут в одном из городских профилакториев.
Политика и фестиваль
Политическая и экономическая ситуация в мире не может не влиять на нас. Деликатно, сославшись на замену в группе, в последний момент отказались приехать украинские артисты. Но Украина у нас все же представлена.
Жаль, что не смогли приехать представители украинских цирков – не думаю, что это политика, скорее, экономика. Мне лично больно и горько, что на юго-востоке Украины сложилась такая ситуация. Мы очень дружны с директором донецкого цирка Юрием Кукузенко, он был в нашем жюри. Два месяца назад я звонил Юрию Николаевичу. Он ответил: «Я не могу разговаривать с тобой: сижу в подвале, начинается бомбежка». Это ужасно!
Удивительный мир цирковой
–Артисты летели к нам 30 часов, репетируют до изнеможения, часами готовят техническую часть номера. Ради чего?
–Это их профессия, которой они преданы. Они работают для публики, как и все люди циркового мира. За 15 лет работы я был на многих фестивалях в Европе, Китае, знаю все мировые номера, как и члены нашего жюри. Но мы проводим фестиваль и выполняем колоссальный объем работы для тех 15-17 тысяч зрителей, которые к нам приходят.
–Зрителей фестиваль удивит многим. А кто-то смог удивить вас?
–Корейцы. Они с потрясающей легкостью делают ряьб оборотов в воздухе и «приходят в руки» – это просто невероятно, это за гранью человеческих возможностей.
–В чем тайна притягательности цирка?
–Цирковое искусство в мире живет обособленной жизнью. Есть постулаты, на которых цирк стоял и стоять будет: артистизм, трюковая часть, обаяние, личность.
КСТАТИ
Выступать в Ижевске на цирковом фестивале для артистов престижно. В этом году предварительное отборочное сито в программу прошли 24 номера из 250 отсмотренных!
Видеогалерея
|
Энциклопедия
|
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)
Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
Коверные клоуны
Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.
Силовые кольца
Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.
Антипод
Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.
Свободная дрессировка
Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.
Ручной эквилибр
В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.
Иллюзия
Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Лонжа
(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).
Дьяболо
(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
Клишник
(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").
Штейн-трапе
Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
Моноцикл
(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.
Каучук
(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").
Перш
(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
Реприза
(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
Трапеция
(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
Униформисты
(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.
Форганг
(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.