АУК УР "Государственный Цирк Удмуртии"
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)

В центре внимания – нубийские львы


12 Августа 2019

Цирк с вековыми традициями

Созвездие мастеров цирка представляет новая программа «Принц Египта и нубийские львы».

В центре программы – аттракцион дрессировщика львов и тигров Хамады Кута, продолжателя одной из древнейших цирковых династий мира. Тридцатилетний Хамада – представитель её шестого поколения, а всего история династии Кута насчитывает 169 лет.

В центре внимания – нубийские львы

В работе с животными прошла вся жизнь Хамады Кута, со своим уникальным аттракционом, включающим трюки, которые не повторил ни один дрессировщик в мире, он объехал многие страны. В Удмуртию он приезжает не впервые, в 2012 году завоевал золотой приз V Международного фестиваля циркового искусства в Ижевске.

Тогда он поразил публику невероятным трюком: маленькая собачка подносила в своей пасти кусок сырого мяса огромному гривастому льву, а тот бережно брал у неё угощение. В этот раз Хамада Кута приготовил для Ижевска новую программу. Он уверен:

– Нельзя год за годом показывать публике одно и то же, нужно постоянно меняться. Я знаю, что к нам на программу приходят зрители, которые помнят мои прежние гастроли, – это стимул постоянно совершенствоваться, работать над чем-то новым.

Сейчас «гвоздём» аттракциона можно считать продолжительную миниатюру, которую дуэтом исполняют Хамада и лев Луис, – они разыгрывают сложную, наполненную психологическими нюансами миниатюру. Вместо физических трюков (прыжков или баланса) животное демонстрирует здесь интеллектуальную и эмоциональную работу – играет безразличие, каприз, симпатию. Кажется, что хищник и человек понимают друг друга с полувзгляда. Хамада Кута говорит:

– Отрепетировать это было гораздо сложнее, чем научить льва эффектным трюкам. Засунуть голову в пасть льва или «поцеловаться» с ним – это легко, это классика дрессуры крупных хищников. А вот научить льва искусству пантомимы, чтобы зрители видели, что он полноценный партнёр артиста-человека – это действительно большой шаг. Мы репетировали с Луисом четыре года и всё ещё продолжаем работу.

Своё имя Луис получил в честь модной марки Louis Vuitton. Хамада Кута рассказывает:

– Его привезли в подарок на мой день рождения в сумке этой марки из Египта. Там наша семья основала и содержит питомник по разведению нубийских львов. Все другие дрессировщики работают с берберийскими львами, и только Кута – с нубийцами. Нубийские львы – редчайшие, краснокнижные животные. Но мы успешно разводим их уже много лет, мой отец и моя сестра считают делом своей жизни сохранить этот вид львов и показать миру, как они прекрасны. Сейчас Луису семь лет. Я считаю его учеником-десятиклассником: он уже почти взрослый, но всё равно ещё учится.

Тренер и юниоры

В номере Хамады задействованы несколько львов-подростков. Ижевские зрители получили уникальную возможность наблюдать взросление берберийских львов: у молодых самцов только-только начинает расти грива – пока это редкие, неравномерной длины клочки. Но уже к зиме львы-двухлетки обрастут внушительными густыми гривами. Кута кивает:

– Да, у ижевчан есть редкая возможность увидеть первые шаги цирковых львов на манеже. Они пока ещё не выполняют никакие трюки, просто сидят у стенок сетки, привыкают к свету софитов, к музыке, к звукам полного зала. Вы можете увидеть, что им психологически комфортно находиться там: иногда они даже не смотрят на меня или взрослых работающих львов, а начинают хулиганить, как котята играют с сеткой, с карабинчиками, которые пристёгнуты к их ошейникам. Этот пример – наглядный ответ тем, кто считает, что цирковые животные живут в стрессе. Стали бы вы беззаботно играть в некомфортной для себя ситуации?

О том, что значит быть продолжателем почти двухвековой династии, Кута говорит:

– Это накладывает огромную ответственность: по моей работе сейчас зрители будут судить обо всей династии. И я лично отвечаю перед своими родителями – раз уж взялся продолжать семейное дело, должен выполнять его на самом высоком уровне. И всё равно звезда этого номера не я, а хищники. Без них я никто. Себя я считаю не дрессировщиком или укротителем, а тренером – как тренер футбольной команды. Каждый из моих артистов – талант, я учу их, а потом они сами играют. Но, как и тренер, я всегда рядом со своей командой.

Седьмое поколение у династии Кута будет! Мои сын и дочь ещё маленькие, но они уже рвутся в цирк, за кулисы – туда, где живут тигры и львы. Сына я назвал русским именем Лев (моя жена – россиянка), и он оправдывает его полностью, совершенно не боится львов, тянет к ним руки, обнимает их и целует. Я вижу, что он готов продолжить мою школу воспитания хищников, основанную на доверии и терпении. Дочери Злате 8 лет, она тоже хочет работать в цирке – пока мечтает о воздушной акробатике и о дрессуре хищников.

С широко распахнутыми глазами

Программа дарит зрителям встречу с клоуном Микой – заслуженным артистом России Николаем Кормильцевым. Его репризы складываются в цельный спектакль о меланхоличном, застенчивом, любопытном и нежном ребёнке, который открывает мир и умеет видеть чудо в самых обыденных вещах. Он лирик и фантазёр, выдумщик. Подбрасывает в луче света «воздушные шарики» из полупрозрачных чёрных пакетов для мусора, и в их медленном кружении обнаруживает хрупкую, щемящую красоту. С симпатией на лице шлёпает зрителей по плечам, коленям, головам мягкой палкой (а чего, не больно же!), подначивает униформистов, – пока не получает по маковке сам. «Бооольнооо», – с удивлением обнаруживает он. Для российского цирка такой персонаж – вечный ребёнок во взрослом теле, вдумчивый мечтатель, переживающий настоящие откровения, – редкость. Николай Кормильцев говорит:

– Образ ковёрного складывается непросто. Чтобы его создать, нужно перелопатить книги по психологии, психоанализу, разобраться в шаманизме и всяких тотемных штучках. Сначала нужно понять, какая ты стихия и что в тебе светит – Солнце или Луна. Затем представить себе, каким бы ты был камнем, каким деревом. И только потом нужно как следует подумать, какие человеческие черты я хотел бы продемонстрировать на манеже, и какие персонажи уже выражали эти качества. Так среди слегка уловимых прототипов моего персонажа возникли Пятачок и Винни-Пух и герои раннего Геннадия Хазанова. При этом я использовал и наблюдения за животными, и свои знания о классической буффонаде. Всё это хорошо перемешивается и появляется вот такое существо.

Важно, чтобы всё, что я делаю на манеже, выглядело органичным, идущим изнутри, иначе зрители не поверят моему персонажу, – я ведь демонстрирую свой мир. А чтобы случился полный контакт с залом, нужно пожить в городе. Когда я приезжаю на новое место, хожу по улицам, чтобы почувствовать, как город шумит, какие здесь люди, инстинктивно принять его.

Прирождённая артистка

Самой юной участницей программы стала Дарья Заец – 9-летняя воздушная гимнастка, номер которой по технической сложности и чистоте исполнения трюков не уступает «взрослым». Она работает в воздухе без страховки, со спокойной уверенностью профессионала и с подлинным артистизмом. Её номер называется «Парящая мечта», его премьера состоялась три года назад, когда Дарье было 6 лет. С этим номером она стала обладательницей Золотого слона Международного циркового фестиваля в Москве. Кроме того, юная артистка – дважды победительница телепроекта «Синяя птица». Всё это – результат природного дара и серьёзной работы, которая началась, когда девочке было 3 года. Без репетиций она себя не помнит: «Самые ранние воспоминания? Наверное, года в 3 или 4. Я делаю мостики и шпагаты. Тренировали меня всегда родители: они цирковые артисты, акробаты».

На вопрос «больно ли было выкручивать так тело, приучая его к исключительной гибкости» пожимает плечами: «Чуть-чуть. Но мне нравится. Это же не просто так, а ради результата». Дарья репетирует каждый день с понедельника по пятницу. Возвращается из школы и уже в час дня начинает работать – по четыре часа ежедневно. Несмотря на гастрольную жизнь, ходить в школу любит, а любимым предметом называет математику.

Общий язык с животными

Дрессировщик Айдын Исрафилов представляет в программе сразу два номера. В одном он работает с макаками-лапундерами, во втором – с осликами и собаками.

О звезде первого номера, обезьяне Ронни, лихо гоняющем на велосипеде, дрессировщик рассказывает:

– В природе лапундеры (или свинохвостые макаки) живут 14-15 лет. Нашему Ронни – 23 года, и он чувствует себя отлично благодаря ежедневным занятиям аэробикой, сбалансированному рациону, массажу. Думаю, сыграло роль и то, что я никогда не принуждал животное делать что-то несвойственное ему, а, напротив, использовал его природные навыки. Дрессура – это ведь общение, вырабатывание общего языка с животным. Обезьяна обладает гораздо более хорошим балансом, чем человек. Если уж люди освоили велосипед, то обезьяне только нужно показать, как это может быть увлекательно. Сначала Ронни это казалось скучным. А потом мы придумали хитрость. Ему нравилось ходить со мной на конюшню, и я поставил ему «условие»: беру его с собой, только если он едет на велосипеде. С тех пор он начал с удовольствием крутить педали. Сейчас он ездит со мной куда угодно, даже по улицам города.

P.S. Кроме того, в шоу «Принц Египта и нубийские львы» участвуют акробаты на дорожке, танцовщица на тугой проволоке, гимнасты на рейнском колесе, иллюзионисты с жанром «трансформация»… Именно этой сложной, умной, гуманистичной программой ижевский цирк отмечает столетие государственного цирка в России, который ведёт отсчет с августа 1919 года.

Алиса Чудова



все события

Видеогалерея


Энциклопедия

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Коверные клоуны

Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Силовые кольца

Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.

Антипод

Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.

Свободная дрессировка

Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.

Ручной эквилибр

В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.

Иллюзия

Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Лонжа

(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).

Дьяболо

(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.

Клишник

(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

Штейн-трапе

Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.

Моноцикл

(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

Каучук

(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

Перш

(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.

Реприза

(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.

Трапеция

(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

Униформисты

(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.

Форганг

(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.


Наши партнеры
Как стать партнером
© 2014 АУК УР "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК УДМУРТИИ"
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Кассы цирка: 8(3412) 51-05-05
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 51-06-06 (от 15 билетов)