РУС | translate
Кассы цирка: 8(3412) 938-722
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 938-725 (от 10 билетов)

Цирк, призванный вдохновлять


18 Ноября 2016

На манеже люди и животные выполняют уникальные трюки.

Цирк, призванный вдохновлять

Программа Vitaly, которая открылась в Государственном цирке Удмуртии, возвращает зрителя к лучшим образцам великого советского цирка, когда все внимание зрителей было приковано к артистам, выполняющим немыслимые, единственные в своем роде трюки.

Невозможное – возможно!

Новая цирковая программа, которая обосновалась на манеже ижевского цирка до 4 декабря, дарит публике встречу с классическим цирком, когда под куполом выполняют немыслимые трюки акробаты, на манеже силачи подкидывают гири с такой легкостью, будто это мячи, а дрессированные медведи работают как самостоятельные артисты. Именно такой цирк заставил мир говорить о феномене советских и российских артистов, которые способны добиться невозможного.

О том, как это бывает, лучше других знает художественный руководитель программы Виталий Воробьев – один из великих мастеров старого цирка, народный артист России, действительный член Академии циркового искусства, лауреат международных конкурсов, работающий на цирковом манеже уже полвека. Кажется, вся его профессиональная биография – это выполнение невозможного. В цирк он пришел из спорта – завершив спортивную карьеру в статусе чемпиона СССР по акробатике, окончил цирковое училище и начал работать в акробатическом жанре. В начале 1980-х он представил публике номер, состоящий из казавшихся невыполнимыми трюков. Большинство этих элементов ни один цирковой артист не может повторить до сих пор. На вопрос, лестно ли ему оставаться единственным в истории цирка исполнителем этих трюков или он готов подготовить учеников, Виталий Воробьев отвечает:

– Соперничества я не боюсь точно – я уже 20 лет не выступаю как акробат, а установлены рекорды были и вовсе в 1980 году. Скорее, мне интересно было бы увидеть акробата, который превзойдет меня. Правда, я не уверен, что это случится: я бы с удовольствием репетировал с молодыми артистами, подсказывал какие-то секреты, но проблема в том, что сейчас молодежь не хочет утруждаться. Прежние поколения цирковых артистов были одержимы профессией. Мы каждый день думали о том, как сделать еще сложнее, мощнее, зрелищнее. За одну репетицию я менял три майки, а в четвертой, уже без сил, залезал в душ и прямо там засыпал. Это была настоящая пахота. А сейчас я редко встречаю артистов, которые бы так выкладывались. Многие ищут какой-то более легкий жанр, и чтобы он приносил побольше денег.

Сложный путь к номеру

Повесив на вешалку трико акробата, Васильев взялся за дрессуру – создал уникальный номер, в котором вместе работали медведи, козы и собаки. Он рассказывает:

– С этим номером мы стали лауреатами международного циркового фестиваля. А потом коз у нас украли в Перу. Их не пропустил в Чили санитарный контроль, и мы отдали их в зоопарк, чтобы потом отдохнувших, отъевшихся животных забрать на наши следующие гастроли. Через полтора месяца вернулись и обнаружили пустые вольеры. Оказалось, на бородах у наших коз росли такие особые волоски, которые лучше всего подходят для изготовления струн для их национального инструмента. Возобновить подобный номер – дело сложнейшее. Необходимо вырастить медвежат и козлят вместе с их раннего детства, чтобы для них было самым естественным делом видеть этих животных рядом. «Подселить» взрослых коз к медвежатам или подросших медведей к козлятам невозможно, не будет результата. Поэтому я решил пока работать только с медведями.

Большая медведица

Что из этого получилось, видят ижевские зрители. Бурые медведицы Лиза, Мася и Мотя (они, кстати, почти наши землячки, родились в Поволжье – в Кирове и Уфе) легко и азартно выполняют коронные «медвежьи» трюки: ездят на велосипеде, самокате и мотоцикле, кувыркаются, ходят по борту манежа на передних лапах без какой-либо поддержки со стороны человека. А в финале номера большая пушистая Лиза с Виталием и его женой и многолетней партнершей Любовью Воробьевой поднимается на качелях над манежем. Мгновение – и люди перестают поддерживать медведицу «под локотки», и она без всякой страховки раскачивается на платформе в нескольких метрах над землей. Затем невероятный трюк усложняется еще больше: Лизе дают катушку – полый цилиндр – и крошечную дощечку, и она балансирует на этом подвижном как ртуть «пьедестале» с уверенностью опытного акробата.

– Виталий Филиппович, когда Мстислав Запашный поднял в воздух тигра на шаре, казалось, ничего более сложного и впечатляющего дрессура крупных животных уже создать не сможет. И вот мы видим ваш номер с медведицей, балансирующей на раскачивающейся платформе, на катушке…

– Честно скажу, я акробатов людей пытался поставить в такую стойку, и безуспешно – они сразу начинали трястись, искали, за что держаться. А медведица смогла. Как ни странно, этот трюк мне помог подготовить случай. У меня был друг, акробат Сергей Суслов, который балансировал на катушках, стоящих на штейн-трапе (особой перекладине), качающейся в воздухе. И я однажды в кураже сказал: «Сережа, а я с медведем повторю твои трюки!». Он посмеялся и не поверил, но я-то знаю: слово сказано – нужно делать. Мы с Лизой, которая была тогда совсем маленьким медвежонком, начали репетировать. И я увидел, что она может все это исполнить! Поскольку она начала летать с детства, для нее это такое же привычное и обычное дело, как ходить по манежу. Когда ей исполнился год, она уже выступала с этим трюком на публике. Спустя несколько лет мы встретились с Сергеем в цирке, я показал ему наш номер, и он был поражен.

– Вы демонстрируете высокое доверие медведице как самостоятельной артистке, полагаясь на ее знание трюка и чувство равновесия. Никогда не думали снабдить ее страховкой?

– Это удивительно ловкие животные, а постоянные репетиции позволяют ей выполнять трюк без ошибок. Ни разу она не дала повода волноваться за нее – если бы так случилось, рисковать ею я бы не стал, конечно. Во время номера я «поддерживаю» медведицу за ухо двумя пальцами – это, конечно, никакая не страховка, а только знак ей, что я рядом, чтобы она не волновалась. После завершения выступления она идет есть печенье и сгущенку – ее любимые лакомства.

Классика и эксперименты

Программа Vitaly напоминает зрителям и о том, что классический цирк славен династиями. На манеже постоянно звучит фамилия Воробьевы: ее объявляют на номерах с дрессированными собаками, с силовыми трюками, с дрессированными кошками, с «колесом смерти», с дрессированными енотами и носухами… На самом деле, Воробьевых в этом шоу только четверо – Виталий, его жена Любовь, не только ассистирующая мужу, но и представляющая собственный номер с кошками, получивший Гран-при на международном цирковом конкурсе в Китае; его племянник Филипп – дрессировщик и силовой жонглер, и его жена Ульяна. И если Ульяна Воробьева работает с привычными для цирка собаками (ее непоседливые, похожие на расшалившихся, но отлично знающих свой урок сорванцов, срывают бурные аплодисменты публики), то Филипп выбрал редких в наших широтах и на цирковом манеже енотов и носух. Несмотря на кажущееся добродушие и несомненное обаяние, эти животные требуют от человека большого внимания: зубы у них острые и длинные (до трех сантиметров!), а нрав своевольный.

Номера без участия животных в программе Vitaly не менее впечатляющи и эксклюзивны. Чего стоит номер «Колесо смерти» (или «Американское колесо»), в котором акробаты выполняют эффектные прыжки во вращающихся, связанных между собой «восьмеркой» кольцах. Если в абсолютном большинстве номеров этого жанра, которые мы когда-либо видели, трюки на внешней стороне взмывающих под купол и стремительно опускающихся к манежу колец выполняли мужчины, то в скоростном, полном адреналина номере, поставленном Виталием Воробьевым, «трюкачат» девушки. Они не только прыгают сальто на уходящей из-под ног махине, но и ездят внутри колец на мини-байках и даже ходят по тонкому шесту, положенному на уравновешенные «колеса смерти», которые, кажется, готовы прийти в движение в любой момент. На вопрос, как он решился задействовать в этом номере, выглядящем очень рискованно и драматично, хрупких девушек, Воробьев отвечает, разбивая стереотипы:

– Сейчас как раз можно найти немало девушек с хорошей акробатической подготовкой, которые готовы выполнять сложные трюки, а вот с юношами проблема. Жидковаты стали ребята, хотя и номер у нас не такой опасный, как кажется. Я видел много исполнений «колеса смерти». Артисты всегда выдавали множество ужимок, призванных убедить публику, как им страшно, – имитировали, что вот-вот сорвутся, что они сами боятся. Я решил, что пугать и обманывать публику таким образом – дешевый трюк и взялся сделать номер, в котором сильная трюковая часть сочеталась бы с безопасностью. Поэтом я надел на артистов лонжи. И даже так девушки дают фору парням. Кроме того, сейчас реже стали приходить в цирк бывшие спортсмены, теперь все трюки приходится репетировать с артистами цирка. Кстати, я бы хотел найти в Ижевске троих молодых людей, готовых работать в воздухе – гимнастов, акробатов, эквилибристов.


ЦИТАТА

Виталий ВОРОБЬЕВ:

– Все время пугать зрителей неинтересно. Вдохновлять интереснее! Каждый человек хотя бы немного, но романтик. И я хочу, чтобы каждый зритель, посетивший наше представление, отдохнул душой. Именно поэтому мы делаем очень нежный, сердечный, спокойный финал нашей программы. Думаю, мы сделали правильно: я вижу, с какими лицами люди выходят с нашей программы – это раскрывшиеся, как цветы на солнце, лица – добрые, воодушевленные, обрадованные встречей с чем-то удивительным и одновременно взбудораженные невероятными трюками. Они чувствуют энергию этих трюков в себе, она распирает их, на какое-то время они и себя чувствуют такими же суперменами, как наши артисты. И видя это, мы тоже испытываем радость.



все события

Видеогалерея


Энциклопедия

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем)

Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Коверные клоуны

Так в цирке принято называть тех клоунов, которые выступают в паузах между номерами на протяжении всего представления.

Силовые кольца

Гимнастические упражнения выполняются на свободно подвешенных, раскачивающихся и поднимающихся под купол кольцах. В зависимости от характера упражнения называются силовыми и швунговыми.

Антипод

Антиподисты - так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti"-против, "podos" - нога). Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке). Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п.

Свободная дрессировка

Животные действуют как бы самостоятельно, без наездников, лишь подчиняясь дрессировщику, находящемуся от них на определенном расстоянии. В цирке такая работа называется "свободой".. Эта форма дрессировки подразделяется на два вида: аппортировка и групповая дрессировка.

Ручной эквилибр

В основе этого вида - равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах, в том числе и на вращающихся. Отсюда и название - ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде.

Иллюзия

Показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Лонжа

(франц. longe - повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа).

Дьяболо

(франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.

Клишник

(от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

Штейн-трапе

Снаряд для эквилибристики - утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.

Моноцикл

(греч. mono - один, zicle - колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

Каучук

(англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

Перш

(франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики - длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.

Реприза

(франц. reprise - возобновление, повторение). В цирке - короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.

Трапеция

(греч. trapezion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

Униформисты

(нем. Uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.

Форганг

(нем. Vorhang - занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.


Наши партнеры
Как стать партнером
© 2014 АУК УР "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК УДМУРТИИ"
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Кассы цирка: 8(3412) 938-722
С 10:00 ДО 19:00 (без перерыва)
Коллективные заявки: 8(3412) 938-725 (от 10 билетов)